Фильм 1986 года, режиссер Андрей Тарковский, в главных ролях: Эрланд Юзефсон, Сюзан Флитвуд, Аллан Эдвалл и др., продолжительность - 149 мин., Швеция.
На 50-й минуте фильма мы слышим за кадром обращение какого-то официального лица, вероятнее всего, премьер-министра: «каждый должен проявить мужество, сохранять хладнокровие, помогать армии, поскольку единственный внутренний враг сейчас - это паника…»
Удивительным образом эта сцена оказалась пророческой:
28 апреля 1986 года министр энергетики Швеции на пресс-конференции заявил, что, судя по всему, крупный радиационный выброс произошёл «восточнее Финляндии». Швеция оказалась первой страной за пределами СССР, которую накрыло «облако смерти» из Чернобыля. С официальным скупым сообщением о взрыве на Чернобыльской АЭС, который произошел двумя днями ранее, советское правительство выступит только к концу дня…
Собственно говоря, в самом фильме всего один раз намекается, какое же все-таки страшное событие служит фоном для сюжетной линии: главный герой в молитве произносит: «началась последняя война, Господи…» Другими словами, Тарковский снял фильм о ядерной войне. Его творческий путь, совершив полный цикл, вернулся в исходную точку: первый большой фильм Тарковского, «Иваново детство», был снят о Второй мировой, последний фильм, «Жертвоприношение», - о Третьей мировой, последней войне человечества.
Вообще это один из самых странных фильмов, которые мне доводилось видеть. Главный герой, Эстет (в начале фильма говорится, что он изучал эстетику), он же герр Александр (реинкарнация профессора из чеховского «Дяди Вани»), обещает принести Богу жертву, даже много жертв, чтобы не было войны, а было всё «как раньше».
Странно, что Ватикан включил «Жертвоприношение» в свой список 45 величайших фильмов. Очевидно, в Ватикане не заметили богоборческих мотивов: бог Тарковского, который требует кровавых жертв, - это не Бог Нового Завета, это даже не Яхве, а, скорее, Ваал хананеев. Не заметили в Ватикане и нежить: одна из жертв Эстета заключается в его согласии «лечь» с ведьмой.
Но к сюжету «Жертвоприношения» можно отнестись и вполне рационально: Эстет на почве неудачного брака, несчастной жизни и сексуальных перверсий постепенно сходит с ума, сжигает дом и попадает в психушку. Если бог Тарковского требует таких жертв, то это даже не Ваал хананеев, а трикстер из мифологии.
Но кем бы он ни был, вполне можно сказать, что Тарковский принес себя в жертву этому истукану. Во время съемок у режиссера диагностировали рак, и через год он умер. Еще одно жертвоприношение. И еще одно пророчество.
Click to view