Непослушание, истеричность, вороватость, лживость - эти нелицеприятные качества детей есть не что иное, как результат неумелого воспитания. И не спешите приводить в свое оправдание даже железные доказательства из серии: «А вот со старшим у меня таких проблем не было».
Так часто бывает, старший ребенок - золотой: он и учится прилежно, и ответственный, честный, порядочный, чужой копейки никогда не возьмет. А младший - сплошное наказание! Лжет, изворачивается, ворует, учиться не хочет, закатывает истерики... Вывод напрашивается сам собой - родители ни в чем не виноваты, это ребенок проблемным оказался.
Но ответьте для начала на один вопрос - чего вы хотите больше? Доказать свою правоту и услышать утешительные слова: «Да, вы ни в чем не виноваты, просто такие дети бывают»? Или же вы скорее признаете свои возможные ошибки, но главное для вас - понять, почему ваш ребенок оказался проблемным? И узнать, как помочь ему адаптироваться в этом обществе, стать его полезным членом, который добьется успеха и которым вы сможете гордиться?
Чувство безопасности и защищенности - вот тот минимум, который должен обеспечить любой родитель своему ребенку, если хочет, чтобы он правильно и беспроблемно развивался и в дальнейшем смог адаптироваться в нашем обществе. Роль родителя заключается не в том, чтобы одеть своего малыша по последней моде, и не в том, чтобы заработать на его обучение в Гарварде.
Грош цена тому воспитанию, при котором ребенок осваивает иностранные языки и любые полезные навыки, но не чувствует со стороны родителей своей защищенности. Потому что в этом случае он начинает брать на себя ответственность за выживание, и делает это доступным ему способом. А чем это чревато, вы поймете чуть позже.
Это может показаться диким, да и просто нелогичным. Ведь вы прекрасно понимаете, что жизни вашего ребенка ничего не угрожает. Вот дом, вот дверь, за которую не проникнет недоброжелатель, да и кто посмеет навредить ребенку?! А даже если и есть какая-та реальная опасность, ребенку ведь о ней не говорят.
Есть распространенное заблуждение, что, мол, все детки рождаются сущими ангелами, и это уже потом их портит воспитание, общество или что-то еще. Однако если посмотреть с точки зрения развития психофизических свойств, все совсем наоборот. Ребенок - это человеческий детеныш, маленький зверек из плоти и крови, которому еще только предстоит стать человеком, научиться быть членом социума, примерить на себя ограничения культуры, морали и закона. А пока в его ощущениях и глубоком бессознательном мир вокруг, пусть он и создан из бетонных стен, есть не что иное, как дикая саванна, где за каждым поворотом скрывается опасность. И вот от нее - от этой незримой, даже неосознаваемой самим ребенком опасности - и должен защищать его родитель.
И речь не идет о семьях, в которых родители совершенно не заботятся о своих детях, или и вовсе сами представляют для них угрозу. Во вполне нормальной, социализированной семье ребенок может бессознательно чувствовать опасность для собственного выживания даже там, где ее фактически нет. И каждый ребенок, в зависимости от своего векторального набора, ощущает эту угрозу в разных условиях.
Мы, по незнанию психических особенностей своего малыша, можем совершать катастрофические ошибки, нанося невидимый, но непоправимый урон самому важному - психическому. Так, невинные, казалось бы, физические наказания могут запустить в маленьком кожнике архетипичную программу, сделав его вором и мелким жуликом, который никогда не найдет свое место в развитом обществе. А маленького зрительника можно навсегда превратить в истеричного невротика, если не наладить с ним эмоциональную связь.
Чтобы вырастить адаптированного, социализированного человека, родитель в первую очередь должен обеспечить своему чаду ощущение безопасности. И очень важно понять, что то, что нам кажется пустяком, для ребенка может оказаться непоправимой травмой. Зная особенности психического своего малыша, можно очень легко этого избежать.
Так, зрительник ощущает себя в безопасности тогда, когда с ним создают эмоциональную связь, когда на его глазах не происходят страшные сцены, в особенности сцены насилия над самым дорогим и близким человеком - мамой.
Кожник чувствует себя в безопасности тогда, когда не травмируют его эрогенную зону - не бьют его и даже не угрожают физическим наказанием. Вообще физическое наказание может повредить психику любого ребенка. Из анальника оно сделает упрямца, а затем обиженного на весь мир фрустранта. А уретральника этим можно либо полностью подавить, и тогда он навсегда останется патологическим трусом, либо же настроить против себя, и тогда под угрозой окажется уже ваша жизнь. Каждый ребенок по-разному реагирует на физическое наказание. Многое зависит от его силы, многое - от устойчивости психики малыша. Но это всегда оставляет свой след, пусть даже невидимый вашему глазу.
Звуковику, чтобы почувствовать себя в безопасности, нужна тишина. Его чувствительные ушки не терпят резких громких звуков и… оскорблений. Ни в коем случае нельзя в сердцах оскорблять своего маленького звуковичка.
И так для обладателя каждого вектора нужны свои условия для того, чтобы он почувствовал себя в психологической безопасности. Что примечательно, одни и те же условия могут создавать терпимую платформу для развития одного ребенка, но полностью погубить психику другого. Так, если кожник без зрительного вектора станет свидетелем сцены даже самого жестокого насилия, это никак не повлияет на его развитие. А вот если ту же сцену увидит зрительник, он станет пугливым, и со временем это может перерасти в истеричность и эмоциональный шантаж.
А если малыша с анальным вектором наказать физически, но при этом объяснить, за что он был наказан, он дальше будет развиваться без проблем. Но если такую же меру наказания применить к кожнику, у него возникнет тяга к воровству. Вот почему часто происходит так, что в одной и той же семье, при одних и тех же условиях один ребенок может стать гордостью родителей, а другой - их позором.
Традиционная психология не умеет дифференцировать людей по векторам, поэтому она и не помогает нам в решении проблем со сложными детьми. Решить их может только системно-векторная психология, которая позволяет понять своего ребенка изнутри, ощутить его свойства, его психическое, и построить с ним ту модель поведения, при которой он будет чувствовать себя в безопасности, что непосредственно скажется на его поведении.
Воспитание детей наперекор природе
Теперь вы знаете, что происходит с детьми, когда они не чувствуют защиты от своих родителей. Но как же работает этот механизм превращения детей в проблемных и почему его действие такое странное?
Дело в том, что когда ребенок не чувствует защищенность от своих родителей, он бессознательно начинает брать ответственность за свою жизнь на себя, выживать в этой «дикой саванне», используя те свои психические свойства, которыми он обладает. Вся проблема в том, что эти свойства находятся на уровне недостаточной развитости.
Ребенок развивается в психическом с момента рождения до пубертата, 14-16 лет. По большому счету, он в этот промежуток в ускоренном темпе проходит все уровни развития, которые проходило человечество на протяжении всей эволюции до современного Homo Sapiens. И сейчас, в совсем юном возрасте, его психические свойства находятся на уровне первобытного предка.
И вот представьте себе первобытного кожника. Его роль - обеспечить стаю пропитанием. Способ - ограбить слабого или украсть у сильного. В первобытные времена это было вполне социально приемлемо, иначе выжить было просто невозможно. И вот наш маленький кожник, который в психическом своем ничем не отличается от первобытного предка, просто пытается выполнить свою видовую роль - воруя и грабя.
А представьте себе зрительницу, чья роль - предупредить стаю об опасности. Способ - резкий выброс феромонов, который происходит при сильном испуге. Вот она и пугается всего и вся, а со временем ее страхи перерастают в истерики. И так происходит с каждым ребенком. В зависимости от того, какими векторами он обладает, он может демонстрировать то или иное поведение, которое характерно для его первобытного предка, но абсолютно не приемлемо в нашем социуме. Поэтому мы считаем их сложными детьми, по сути же мы видим несчастных детей, которые пытаются выжить во что бы то ни стало…
*** Мы ищем обходные пути, пытаемся запретить ребенку вести себя так, как это не соответствует нашему уровню развития. И, по сути, этими действиями мы пытаемся запретить своему чаду бороться за свою жизнь. Когда же мы начинаем понимать своих детей, видеть их врожденные свойства и потребность в безопасности, мы ее обеспечиваем тем способом, который подходит нашему малышу. Таким образом, он бессознательно начинает чувствовать защиту от своих родителей и перестает впадать в истерики, эмоционально шантажировать, воровать, и все проблемы воспитания детей просто уходят сами собой, потому что ребенку больше не приходится активизировать свою первобытную программу, чтобы выжить, он чувствует - его защищают родители.