Ну, погоди, или 50 оттенков серого. Часть 2. 16 мгновений Весны.

Feb 07, 2014 15:46

Часть 1.
Итак, это повесть о вечной любви на фоне Войны с Системой. Давайте же проследим, как зарождается, разгорается и зреет Любовь Волка и Зайца, как пролетают эти 16 мгновений Весны.

Мгновение 1. Волк-винт и Зайка-гайка

В первом эпизоде обнажается нерв всей «печальной повести». Происходит обнажение в первой же мизансцене, поэтому предысторию к серии 1 стоит рассмотреть отдельно, как самостоятельный эпизод.

Прелюдия. Заяц сверху, Волк снизу
Эпопея начинается знаково: Волк, бродя по улице, видит Зайца на балконе. Так же когда-то Трубадур увидел свою Прекрасную принцессу на балконе королевского замка. Балкон - это не просто хранилище для лыж и покрышек, это граница двух сред, Улицы и Дома. Балкон для бродяги - портал в иной мир, назначить свидание под балконом значит бросить вызов социальным условностям, забраться на чужой балкон - вывести отношения за грань закона. Волк такой же бродяга и неформал, но его положение хуже, чем у трубадура. Он не может выкрасть свою принцессу, потому что он - одиночка, у него нет верных друзей, которые подставят плечо и выстроят пирамиду к Счастью, он может рассчитывать только на себя. Волк плюет на руки и на условности и отправляется покорять социалистическую пирамиду Маслоу на своих двоих, по серой, так сказать, схеме - никаких социальных лифтов, как вы знаете, в хрущевках не предусмотрено. Как заправский ковбой он арканит телевизионную антенну и начинает свой подъем-переворот.
В этом отчаянном штурме, в этой лихо наброшенной петле и в этом «высоцком» насвистывании заключена дерзкая попытка штурма Вертикали. Вместе с лассо, Волк бросает вызов Системе, и она реагирует соответствующе: судьба-парка перерезает эту пуповину и Волк низвержен - нарушителя устоев увозят на мотоцикле стражи Порядка. Отныне Заяц будет для Волка той «непокоренной» вершиной, лучше которой нет, и которая будет тянуть «парня-волка» на новые и новые восхождения.

Основная часть. Sun of a Beach
Действие на пляже происходит, вероятно, спустя 15 суток, и мы видим, что административное наказание имеет следствием важную трансформацию Волка. Во-первых, налицо дисциплинарный эффект: волк привычно замахивается на урну, но спохватившись, удерживается, чтобы не пнуть социалистическую собственность. Еще более очевидны изменения на сердечном фронте: любовная неудача занозила грубое сердце бродяги и пустила в нем свои ростки - в жизни Волка появляется Цель.
Волк выходит на тропу Любви, вооруженный, как и положено ратнику Эроса, луком и стрелами, точнее трезубцем. Ему уже дали понять, что охота противозаконна и Волк, уходя под воду, пытается скрыть свой промысел от посторонних глаз.
Поначалу Волк не замечает незнакомых ему табу: грозно потрясая причиндалами, он перешагивает через условности социума, подобно Атилле, варварски вторгшемуся в изнеженный Рим.
Но этот Третий Рим и конкретно этот Beach не спешит покориться Бичу Божьему: он слишком возлюбил свой порядок и комфорт, он успел обзавестись заборами и приставить к ним сторожей. Обратите внимание на свинью, одетую аж в три бюстгальтера. В этой стране нет секса: даже звери должны прикрывать свои звериные достоинства - строго по числу оных; купальные костюмы и нижнее белье тоже подчиняются формуле «каждому по потребностям». Общество, окружающее Волка - это рай после грехопадения, звери уже вкусили запретный плод и устыдились своей наготы. Волк для них - дикое животное из каменного века. На дворе 69 год, начало застоя империи и ее же расцвета. К этому моменту Система не успела изжить своей идеологии и разложиться изнутри. Пляж - общественное место и вести на нем нужно подобающе. Трагедия Волка в том, что необщественных мест при Режиме вовсе нет, все частное вытеснено на задворки передового сознания, и его уединению непременно будет мешать кто-то третий. Большой брат следит за тобой.
Подведем итог первой серии, и сформулируем «завязку» конфликта. Волк отличается от трубадура еще и тем, что у него нет стен-сосен и ковра-поляны: в социалистическом обществе монополией на все мебельные гарнитуры обладает Режим, и он не позволит никому жить вне Системы. Посмотрите еще раз на городской пейзаж, данный нам в прелюдии. Просторная, на первый взгляд, улица увешана «кирпичами»: в действительности простор закрыт. Эти кирпичи говорят Волку: «Пускай ты обитатель дна, что называется деклассированный элемент, но ты элемент; люмпен, но пролетарий!» Другими словами, единственный шанс Волка на счастье - стать частью Системы, деталью ее механизма, примерно такой, какой стал Заяц - умеющий жить конформист. Любовь Волка вне закона и потому вынуждена принять форму, отлитую ей железным режимом. Итак, Волк должен стать винтиком.

Мгновение 2. Закручивание Заек

Эпизод 2 происходит в Парке культуры. Граждане вокруг культурно отдыхают - гуляют, читают прессу, катаются на каруселях, слушают концерты и выступают сами - в общем, являют собой общество победившего коммунизма. Система пытается завлечь Волка, показать, что в ней есть место не только запретам, но и возможности для самореализации. Разомлевший от даров, Волк говорит «Щас спою» и, пытаясь выгнать любовную тоску, затягивает романс:
Уши серые, уши страстные,
Уши жгучие и прекрасные!
Как люблю я вас, как боюсь я вас!
Знать, увидел вас я в недобрый час!..
Тугой барабан грубо прерывает душевные излияния влюбленного. Здесь у читателя вправе зародиться сомнение: а достойную ли цель избрал для себя наш герой? Тонкая струна цыганской гитары и бамбуковая палка пионерского марша - пара ли они? Не обнажает ли Заяц свою сущность бездушной механической игрушки? Ответ на этот вопрос мы получим позже, а пока Волк устремляется за Зайцем в надежде найти укромное место для объяснения.И он получает свой шанс: оказавшись наедине в темной аллее, наш серый Квазиморда средствами немого животного пытается... сделать предложение Зайцу. Лопая воздушные шарики, он призывает друга проткнуть пузырь условностей и, взявшись за руки, вдвоем уйти от мишуры жизни. Заметьте, он уже не пытается съесть Зайца, хотя ему еще хочется полопать.
Заяц не в силах объяснить, каким шоком для него оказывается предлагаемый Волком мир вне Системы. Он привык к миру утопии, не ведающему кризисов, разорений и увольнений. Как обывателю, ему гарантированы базовые блага, и спускаться со своей пирамиды Маслоу в бездну страхов и забот, ему ой как не хочется. Система в обличии Медведя, читающего газету, берет ситуацию под контроль: «Окстись, серый! Или обрезанного каната тебе было мало?» Наполненный газом Волк безропотно следует за медведем. «Пока гром не грянет, Волк не перекрасится», - решает система, и Волк летит навстречу столбу с высоким напряжением. Брошенная рукой Большого Брата молния поражает его. Гитара разбита и душа плачет, но песенка волка еще не спета. (Шепотом: дело в том, что Волк смог обмануть Систему и лопнуть шарик до того, как столкнулся со столбом).
Однако шутки с Системой чреваты. На сцену выходит фокусник (агент Кот(ёночкин), которому в сериале уготована важная роль - он будет появляться в самые критические моменты и когтистой лапой демиурга направлять действие в нужное русло). Кот ставит на стол цилиндр и вытаскивает из него Зайца. Это приманка, ловля на живца. Волк хватает шляпу и убегает, но обнаруживает, что Зайца в цилиндре нет.
В сердцах Волк пытается избавиться от шляпы - но та несколько раз возвращается к нему, как бумеранг. В конце концов, раздаётся хлопок и облако чёрного дыма окутывает Волка. Здесь мы видим первое Знамение Кота, наславшего на Волка танталовы муки: отныне он обречен тянуть свои зубы к Зайцу, но тот, как вода от Тантала, будет отступать, неизменно возвращаясь, дразня волкомученика приливами и отливами, как эта глупая луна на этом глупом луна-парке. Не все Коту масленица, будет и Великий пост.
Однако пока Луна благосклонно посылает Волку прилив, так что луна-парк вот-вот превратится в лупанар: герои танцуют страстное танго, которое в советском кинематографе служит заменителем постельной сцены. Но это конечно «секс понарошку», каким и должно быть слияние советских героев - в танце, на эстраде парка культуры, на глазах десятков отдыхающих трудящихся.В конце серии между героями происходит «посткоитальный диалог»: - За-а-а-яц! Ты меня слы-ы-ы-шишь? - Слышу, слышу! - отмахивается Заяц. Наши опасения начинают сбываться. Мы видим, что Волк встал на скользкий, как рыбная чешуя, путь подобострастия, любыми средствами пытаясь добиться взаимности того, кто вряд ли поймет и выслушает. Любовь слепа.

Мгновение 3. Выть или не выть

Эпизод 3 начинается с цистерны «Живая рыба», а чуть позже Волк поддевает Зайца «на крючок» строительного крана. Вы уже поняли, что Волк в этом эпизоде прощается с «родной» охотой, чтобы посвятить свою жизнь «рыбам» - таков Великий пост Волка. Поединок рыбака и рыбки выходит на зависть Хемингуэю. События мелькают, как кадры кинохроники, повышая градус страсти между героями, и в то же время намечая ключевые точки конфликта, которые будут развиты в следующих сериях:
• Вылезая из люка, Заяц щекочет Волка. Обратите внимание на этот тактильный демарш - в иной стране он вполне потянул бы на полноценный харрасмент. Здесь Заяц впервые нарушает личное пространство своего преследователя и будет делать это весьма регулярно. И в каждом случае это будет означать проблему для Волка.
• Спустя несколько мгновений Заяц находит порванную перчатку Волка и горестно (!) вздыхает, как никогда в природе не повела бы себя истинная жертва. Уже к середине 3 эпизода в нем развивается подобие стокгольмского синдрома как свидетельство наличия «химии» между героями.
• Волк получает разряд током от высоковольтной линии передач. Настойчивость токолечения, предпринятого в эпизоде 2 и растянувшегося вплоть до заключительных серий, весьма показательна и напоминает врачебную методу, описанную Кеном Кизи в «Полете над гнездом кукушки». Странно, что дело не доходит до трепанации. Впрочем, пока…

• Наконец, ключевой кадр всего эпизода, придающий отношениям героев новое измерение: портрет на мотоцикле Волка. Волк клеит на бачок стикер с портретом статной - кровь с молоком - волчицы, матерой и знойной, как мотоцикл. Но не спешите с выводами: эта «дама сердца» выставлена для отвода глаз. Портрет заключен в перевернутое сердце, «карикатуру» на любовь. Так же обращены цвета: привычно красный цвет имеет мотоцикл, а вот сердце - желтое, как советская пресса.
В конце эпизода Волк, уставший от петляний Зайца, садится на каток. Его прямота закономерна: Волк - цельная натура и не приемлет экивоков. Он готов отступить от «линии партии» и проложить свой путь. Но Заяц - матерый конформист, привыкший изгибаться вместе с линией партии. Этот расклад приводит к тому, что Волк, погнавшийся за зайцем, вместо заветной цели получает серьезный конфликт с Системой: теперь она на катке, а Волк прямо под его колесами, под колесами любви. «Откажись от Зайца, или раскатаю», - говорит Режим. Волк оказывается перед серьезным выбором, достойным витязя на распутье: выть или не выть. Упомянутый портрет волчицы - свидетельство душевных метаний Волка. Головокружение от успехов в «танго» несколько улеглось, а изнуряющая рыбалка еще более отрезвила Волка. В голову его стучится мысль: «Не блажь ли это? Тебя, вероятно, где-то ждет твоя изголодавшаяся Волчица…» В попытке «заткнуть» голос совести Волк клеит Волчицу на мотоцикл, но на этом, же мотоцикле он продолжает погоню за Зайцем. «Жертва», проведенная через круг танго, вовлечена в процесс не меньше «Хищника», провоцируя того на новые подвиги, распаляет его, доводит до точки или, точнее, до восклицательного знака. Нет, чтобы избавиться от этой привязанности, обретающей характер мании, нужна немалая сила духа и упражнения посерьезнее наклеивания переводных картинок.

Мгновение 4. В здоровом теле здоровый нюх

Эпизод 4 происходит на стадионе, где Волк предпринимает отчаянную попытку вернуться к привычной вольной жизни. Затянув пояс и нацепив медаль былых заслуг, Волк выходит на помост. Номер 1 на груди Волка следует воспринимать не как порядковое числительное - «первый», но как «один». Волк осознанно выходит в свет с этим демонстративным маркером холостяка: он готов к подвигу, обмахивается тальком и рвет вес...
В 4 серии Заяц не появляется в кадре рекордное время: 4 минуты, почти половину серии Волк проводит в одиночестве и начинает вспоминать, что значит жизнь без стрелы в сердце. Но Заяц успел оставить слишком сильный след на психике зверя, и даже мимолетная мысль об этой слабости не позволяет Волку преодолеть себя и взять вес. Не случись этого, Волк обрел бы душевный комфорт, выдернув занозу из сердца, и мы, вероятно, не увидели бы продолжения сериала. Физически он был готов к взятию, но не ментально.

И вот уже следует «жаркая» погоня, в которой Заяц сначала отвечает «Ага» на волчье «Ага», а чуть позже стаскивает с Волка штаны! Ему просто нравится держать Волка на коротком поводке. Неудивительно, что к концу серии от медальона остаются лишь «рожки» на ленточке. Чешуекрылая нимфетка впорхнула в мир Волка и легким движением крыла наметившееся душевное равновесие снова нарушено, и Волк превращается... превращается волк... в серийного маньяка, а значит, сериал продолжается!

Мгновение 5. Зайка ягодка опять

Если в первом эпизоде важную роль играют цветочки, то к 5 эпизоду созревают ягодки: Волк поджидает Зайца в груде арбузов. Герои уже не те, что при первой встрече, их объединяет путь длинною в 4 эпизода, в знак этого Волк прижимает палец к губам, приглашая Зайца в заговорщики: мы с тобой одного поля ягоды! «После всего, что между нами было, - как бы говорит он, - ты мог бы быть чуть более сговорчивым». Это закономерный шаг со стороны ухажера, резонно рассчитывающего пожать плоды ухаживания. И Заяц, надо сказать, не отказывается наотрез, но как всякая уважающая себя дама желает испытать своего кавалера: взвесить все за и против, прицениться. Он указывает Бегемоту на «волчью» ягоду, дабы тот проверил зрелость чувств и крепость привязанности, и Волк выдерживает это испытание! Бегемот одобрительно кивает: бери, не ошибешься. Конечно это лишь маленький шаг, но с него начинается дорога в тысячу Ну.Даже в сказках герой должен выдержать 3 испытания, прежде чем консумировать свои претензии на царскую дочь, в жизни таких испытаний случается гораздо больше. Так, в следующие мгновения троллейбус дважды фиксирует Волка в пятой позиции и вынуждает бедолагу преодолеть целую полосу препятствий. Однако игра стоит геморроидальных свеч, и именно в эпизоде с арбузами происходит знаковое событие: ушастая крепость впервые дрогнула. Как это часто бывает, преданность и упорство делают свое дело: Заяц начинает присматриваться к своему обожателю. И следующая сцена показывает (говорит и показывает), что Волк заслуживает это доверие.

В магазине «Телевизоры» Волк ищет Своего Зайца, поочередно щелкая телевизорами: в советских кинескопах все зайцы серы. Перед нами не преследование волком зайца, но поиски Зайца, Его Зайца, суженного и в данном эпизоде - ряженного. Волк находит Его и кладет в коробку с пометой, между прочим, «хрупкое». Вообще эпизод 5 знаменателен тем, какие изменения претерпевает инструментарий волка-преследователя. Уже в начале мы видим, как Волк ловит зайца в мешок - так он переходит к тактике умыкновения, опробованной еще товарищем Сааховым. Если ранее он пытался завести зайца в укромное место, то теперь стремится любым способом заполучить Зайца в свое распоряжение. Очевидно, поменялась мотивация Волка: взяв в руки мешок, он превращается из каннибала - в Калибана. Ему не нужен разовый акт, он хочет владеть зайцем, желает с ним жить. Как говорил Гога, «мужской» участник другой «разномастной пары» советского кино, работаем мы в разных местах, но жить, надеюсь, будем вместе.

Мгновение 6. В плену у пленэра

Эпизод 6 происходит за городом и призван дать возможность героям лучше узнать друг друга - примерно так Гога приглашает Катерину «отдохнуть на природе». В ходе этого эпизода Волк расстается с остатками «холостяцкого» медальона, отрывая его вместо кольца парашюта, и последовательно демонстрирует свои намерения в небе, в курятнике и в колодце. Мы понимаем, что в течение одного эпизода Волк попадает в рай, чистилище и ад. Здесь есть и река (Лета), и проводник Харон (медведь в лодке), и страж Цербер (пес с ружьем), и преддверие Ада, населенное душами ничтожных (Гусь, Козел) и Заяц в обличии козла, поливающий Волка водой из Леты.

Последовательность инициации обратная, она «отзеркаливает» обычную, служа ей карикатурой. На небесах Волк наедине с Зайцем: они парят в эмпиреях, Заяц зафиксирован стропами, Волк счастлив и пляшет. В чистилище Волк уже один: он как чудо в перьях сидит на жердочке, слушает азербайджанскую музыку и получает трепку от Петуха. Из Ада волка в конечном итоге вызволяет Козел, который с древних времен служит воплощением Дьявола. Он опрыскивает его живой водой и тем завершает обряд инициации. Но чем Волк заслужит столь грозное знамение?

Ушастая нимфетка впорхнула в жизнь Волка как бабочка, один взмах которой пошатнул зыбкий баланс волчьей вселенной и потянул за собой серию из 16 необратимых мгновений. С этого момента жизнь Волка идет по наклонной. Стильный хулиган с гитарой встает на путь приспособленца, волка в овечьей шкуре и оборотня в кальсонах. Волк не щадит себя ради привязанности, он готов прыгнуть не только с крыши, но и из самолета лишь по одному кивку Зайца. На этом праведном «пути во имя Любви» ему придется попрать все, чему он был верен, променять авторскую песню на попсовый мейнстрим, свет костров - на голубые огоньки. Пусть этот путь во имя Любви, но благими намерениями выложена дорога Сами_Знаете_Куда. Тем более, когда этот путь встает поперек «линии партии». Инициация в 6 эпизоде, конечно, «ненастоящая», но это репетиция, призванная показать, какие круги предстоит пройти Волку на своем Пути.

Мгновение 7. Волк познается в беде

Очередные круги идут уже в 7 серии, и в данном случае это круги на воде. Волк плывет за Зайцем на всех парусах: его одинокий «бумсель», наполненный одной силой духа, не теряется на фоне стального океанского лайнера - плавучего осколка Системы. Здесь властвуют те же волчьи законы, что на суше, и Волку как обычно приходится пробираться на борт «зайцем».
Эпизод на корабле становится весьма значимым для отношений героев. Когда днище судна повреждено и герои оказываются перед лицом гибели, приходится засучить рукава и снять маски. Волку и Зайцу впервые приходится работать сообща и, надо сказать, дуэт у них выходит на зависть. Они справляются со стихией и не позволяют своей любовной лодке разбиться о быт. Напротив, совместная победа сплочает, и Заяц уже готов поделиться самым ценным, что у него есть - своей морковкой! К этому моменту становится очевидным, что Заяц ищет встречи с Волком, он жаждет встречи с ним подобно тому, как Ассоль мечтала о своем Грее (Сером).

Спустя мгновение Волк и Заяц уже на палубе корабля в примирительном танце - под песню Эдиты Пьехи в исполнении ансамбля «Дружба». Однако дружба только в названии, в песне все куда более откровенно: «Говорят... Что не всегда любовь награда. Говорят... Бывает, мучает она. Только нам... Об этом думать не надо. Лишь только мысль, что я люблю. И так отчаянно люблю, что без тебя я не могу прожить и дня. Верь, что я люблю тебя. И вижу я твои глаза, читаю в них, что любишь ты меня».
Но недолго музыка играла: заяц обрывает штанины своему партнеру, которые скрывают волчью шерсть. Совместная жизнь обличает в «женихе» сиволапого сатира - против природы не попрешь. Седьмой эпизод ставит вопрос ребром: либо Волк перестает быть Волком, либо он теряет Зайца. Ответ очевиден: Заяц уже отпечатан на сердце Волка в виде татуировки, значит, Волк должен стать оборотнем наоборот.

Мгновение 8. Новогодние обращения

Сериал приближается к экватору, и в Новый год герои входят сложившимся дуэтом. Открывается эпизод синхронным прокатом под аккомпанемент Кумпарситы - таким образом, герои впервые выносят свои отношения на публику. Но как отзовется Общество? На дворе 74 год, разгар застоя, в обществе наблюдается определенная степень строго регламентированной дозволенности. Но образ Волка вызывающ и одиозен, его экзальтированная натура, не стесняющаяся ставить восклицательные знаки в сером и подспудном мире скобок и кавычек, оказывается неподъемной для пуританской морали. Одно дело, когда под латиноамериканское танго танцуют Горшков и Протопопова, добытчики золота, а другое - волк, кто он, в конце концов? Волк проваливается под лед зыбкой советской толерантности.
Эта прорубь - Иордань: волку предложено обряд крещения, который переродит его из язычника в социалистическую веру. Всякий тотальный режим - миссионер, и его миссионерская позиция в том, чтобы насаждать неверного на хоругвь своей религии. Очевидно, чтобы доказать свою лояльность Системе, Волк должен вытравить в себе самца, публично кастрировать свое животное начало. И он готов на это ради любви! «Назовите хоть Горшковым, только в печь не ставьте», - говорит Волк. Влекомый неумолчным зовом плоти, он идет на сделку с совестью. Трижды в ходе небольшого эпизода он прилюдно демонстрирует свою асексуальность, если не сказать евнухоподобие. Для этого ему приходится… обратиться Зайцем.

Первое обращение происходит в коридоре базы отдыха, где встречаются Заяц в маске волка и Волк в маске зайца. Второй, менее очевидный случай метаморфозы, когда Волка сажают в мешок и вынуждают прыгать, как зайца. Наконец, поменявшись нарядами (обращение №3), сладкая парочка исполняет песню «деда Мороза и Снегурочки»: «Наконец, сбываются Все мечты. Лучший мой подарочек - это ты!»
В Новый год возможно любое чудо, и Волк верит в слияние двух сердец, но заяц по уши опутан узами социума, он, в отличие от Волка, плоть от плоти Системы и не способен на Поступок. Волку приходится преодолевать сопротивление не столько Зайца, сколько предрассудков, которыми он, Заяц, зомбирован и которыми пытается опутать своего партнера.
Финальная сцена иллюстрирует вердикт, вынесенный общественным мнением: Волк должен играть по правилам - не вести себя вызывающе, не переодеваться, говорить «по бумажке», а не перевирать эстрадные шлягеры. Волк хочет кричать о своей любви к Зайцу и своем праве на счастье, но эхо Системы отзывается грозной лавиной: петь вместе пойте, но чтобы Волк жил с Зайцем… дудки! Каминг-аут Волка не оценен и не принят.

Продолжение.

Ну погоди!, Мультпросвет

Previous post Next post
Up