если принять во внимание зону расселения славян в 9-10 веках то нет ничего странного. в этом контексте скорее странно звучит: "как на Руси, так и на территории Северной Германии"
При закладке нового дома была традиция приносить в жертву коня, голову которого закапывали под его угол. Культ коня налицо.
В Сербии (быть может, на Руси тоже) вместо коня приносят в жертву петуха, голову которого точно также закапывают под угол; современное переосмысление - будто голова петуха защищает дом от пожара, истинные истоки традиции, разумеется, не известны.
Учитывая близкие мифологические образы коня и петуха, есть основания предполагать идентичные истоки обоих традиций.
Вероятно, общие и.-е. истоки, конечно, есть. Петух, как и некоторые другие птицы (к примеру, утка), действительно, встречается в аналогичном декоре и в Германии, и в России, и в ряде других регионов.
Но важное значение имеет специфика. Изображение головы коня получило широкое распространение именно в зодчестве южнобалтийского побережья и Руси. Важно и совпадение области распространения данного декора с областью распространения собственно культа коня, выражающегося в разного рода обрядах и проч.
Отличная ссылка, спасибо. Я встречал упоминание то ли у Афанасьева, то ли у Богдановича, но тут расписано особенно подробно. Сербский обычай может рассматриваться только как аналог. Едва ли это идущая из древности общеинодевропейская традиция, тут можно говорить скорее об общих мифологических представлениях, которые оформились в сходные ритуалы, что сути явления, по большому счёту, не меняет.
Прямые параллели между культом коня на Южной Балтике и на Руси несомненны. Для чистоты эксперимента следовало бы более детально рассмотреть традиции прилегающих областей Балтики и Руси, чтобы точнее установить характерные регионы и причины сходства. Иначе есть риск случайно подобрать факты под заданную идею.
Кстати, в связи с тем, что верхняя часть крыши дому у русских называлась одновременно и князёк, и конёк - мне лично всегда вспоминаются слова ак. Рыбакова о том, что русское слово князь происходит не от "кунингаза" знаменитого, от которого выводят кинга и кёнига, а от слова "конь". Рыбаков это публично заявлял на своих лекциях. И в данном случае, мы, ведь, реально видим использование этих слов, пусть и в уменьшительно-ласкательной форме, но именно как синонимы! Явно существует связь между ними!
Comments 59
особо впечатлил русский трехглавый конек и композиция с черепами из Мекленбурга
Reply
Reply
Reply
и на Руси и в северной Германии жили славяне, почему культурные традиций должны различаться?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
В Сербии (быть может, на Руси тоже) вместо коня приносят в жертву петуха, голову которого точно также закапывают под угол; современное переосмысление - будто голова петуха защищает дом от пожара, истинные истоки традиции, разумеется, не известны.
Учитывая близкие мифологические образы коня и петуха, есть основания предполагать идентичные истоки обоих традиций.
Reply
Но важное значение имеет специфика. Изображение головы коня получило широкое распространение именно в зодчестве южнобалтийского побережья и Руси. Важно и совпадение области распространения данного декора с областью распространения собственно культа коня, выражающегося в разного рода обрядах и проч.
Reply
Reply
Прямые параллели между культом коня на Южной Балтике и на Руси несомненны. Для чистоты эксперимента следовало бы более детально рассмотреть традиции прилегающих областей Балтики и Руси, чтобы точнее установить характерные регионы и причины сходства. Иначе есть риск случайно подобрать факты под заданную идею.
Reply
Reply
Leave a comment