Leave a comment

Comments 59

smelding March 14 2011, 08:54:26 UTC
спасибо!
особо впечатлил русский трехглавый конек и композиция с черепами из Мекленбурга

Reply


viny March 14 2011, 09:01:10 UTC
если принять во внимание зону расселения славян в 9-10 веках то нет ничего странного. в этом контексте скорее странно звучит: "как на Руси, так и на территории Северной Германии"

Reply

ulmerug March 14 2011, 09:07:24 UTC
Поясните, пожалуйста, что Вы имеете в виду.

Reply

viny March 14 2011, 18:11:05 UTC
http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000021/map008.shtml

и на Руси и в северной Германии жили славяне, почему культурные традиций должны различаться?

Reply

swinow March 14 2011, 18:25:40 UTC
Да в том-то и дело, что не просто славяне - а наши, русских, прямые родственники, можно сказать предки, пращуры.

Reply


varing March 14 2011, 09:08:37 UTC
В мекленбурских деревнях сохранилось очень много таких домов... То же самое на Рюгене.

Reply

ulmerug March 14 2011, 09:11:43 UTC
На северо-западе и севере России (европейской части) аналогичная ситуация. Доводилось видеть и череп, но, к сожалению, не зафиксировал на фото.

Reply

smelding March 14 2011, 10:04:02 UTC
действительно, жаль=)

Reply

ulmerug March 14 2011, 18:59:57 UTC
В той обстановке это не казалось чем-то особенным, поэтому как-то не удостоилось особого внимания, увы.

Reply


drfaust_spb March 14 2011, 09:27:40 UTC
При закладке нового дома была традиция приносить в жертву коня, голову которого закапывали под его угол. Культ коня налицо.

В Сербии (быть может, на Руси тоже) вместо коня приносят в жертву петуха, голову которого точно также закапывают под угол; современное переосмысление - будто голова петуха защищает дом от пожара, истинные истоки традиции, разумеется, не известны.

Учитывая близкие мифологические образы коня и петуха, есть основания предполагать идентичные истоки обоих традиций.

Reply

ulmerug March 14 2011, 09:49:28 UTC
Вероятно, общие и.-е. истоки, конечно, есть. Петух, как и некоторые другие птицы (к примеру, утка), действительно, встречается в аналогичном декоре и в Германии, и в России, и в ряде других регионов.

Но важное значение имеет специфика. Изображение головы коня получило широкое распространение именно в зодчестве южнобалтийского побережья и Руси. Важно и совпадение области распространения данного декора с областью распространения собственно культа коня, выражающегося в разного рода обрядах и проч.

Reply

ulmerug March 14 2011, 09:57:02 UTC
Кстати, по поводу т.наз. строительной жертвы: http://ec-dejavu.ru/b/Bauopfer.html

Reply

drfaust_spb March 14 2011, 10:24:15 UTC
Отличная ссылка, спасибо. Я встречал упоминание то ли у Афанасьева, то ли у Богдановича, но тут расписано особенно подробно. Сербский обычай может рассматриваться только как аналог. Едва ли это идущая из древности общеинодевропейская традиция, тут можно говорить скорее об общих мифологических представлениях, которые оформились в сходные ритуалы, что сути явления, по большому счёту, не меняет.

Прямые параллели между культом коня на Южной Балтике и на Руси несомненны. Для чистоты эксперимента следовало бы более детально рассмотреть традиции прилегающих областей Балтики и Руси, чтобы точнее установить характерные регионы и причины сходства. Иначе есть риск случайно подобрать факты под заданную идею.

Reply


swinow March 14 2011, 18:33:25 UTC
Кстати, в связи с тем, что верхняя часть крыши дому у русских называлась одновременно и князёк, и конёк - мне лично всегда вспоминаются слова ак. Рыбакова о том, что русское слово князь происходит не от "кунингаза" знаменитого, от которого выводят кинга и кёнига, а от слова "конь". Рыбаков это публично заявлял на своих лекциях. И в данном случае, мы, ведь, реально видим использование этих слов, пусть и в уменьшительно-ласкательной форме, но именно как синонимы! Явно существует связь между ними!

Reply


Leave a comment

Up