Перед вами знаменитый фрагмент деревянной колонны начала XI века из Новгорода. Хотелось бы обратить внимание не на общий уровень искуснейшей резьбы, в общем, в очердной раз подтверждающий, что жители северной Руси на момент крещения отнюдь не были вылезшими из берлоги неандертальцами. Хотелось бы повнимательнее отнестись к одному из двух существ, изображенных на этой колонне - к вырезанному наверху грифону.
Интересно, что Д.Н. Егоров в книге о колонизации Мекленбурга считает грифона именно местным, вендским наследием в германской геральдике, утверждая, что гербы, включающие грифона, принадлежат основанным вендами городам и знатным родам, восходящим к немеченной вендской знати.
В частности, вот герб и печать герцогов Мекленбурга, принявших христианство потомков одного из наиболее горячих вождей языческого сопротивления, Никлота.
Преобладание грифонов в символике Померании можно наблюдать вплоть до конца Средневековья
Герб Поморья, принятый при герцоге Богуславе Х
Так что перед нами еще одна иллюстрация близости Новгородчины и вендского или варяжского Поморья.
Остается заметить, что для древней Руси образ грифона совершенно не был какой-то чужеземной эксзотикой. Под именем "птицы Ног"("А грипп зовется Ног, иже Александрова въздухохождения еллиньскаа писания сказають..." , «Ног - грифон есть птица; не единым бо именем в писании обрЪтохом сия птицу именуема, но трема: нигрипс, грифонес, ног» , а так же Иног, Ногуй, Ногай, Могуль и пр) грифон присутствует во множестве русских сказок и заговоров. Знаком он и народному изобразительному искусству русского севера допетровской поры
Грифон. Роспись коробьи. Район Великого Устюга. XVII век.
Так что наличие Нога-грифона на одном из древнейших новгородских резных изображений далеко не случайно.