Хрустальный колодец

Oct 21, 2015 01:21

20 лет назад у нас случилась большая неприятность - перестала работать скважина, откуда в дом поступала вода. Водопровод прежние хозяева, так же как и все соседи, не удосужились провести. Вода тут неглубоко, метров 7-9, и очень чистая. Бассейн Клязьмы. Вода в скважине лучше, чем в водопроводе, без ржавчины и хлора. Водопровод в доме был локальный: насос из скважины качал воду в бак на чердаке, откуда вода поступала в кран, а также подпитывала отопительную систему, этот бак служил еще и как расширительная ёмкость. У соседей в нашем доме было то же самое, только без бака на чердаке. Насос качал воду в бачок на кухне по мере надобности, а дальше - ковшиком.
Первое время после того, как пропала своя вода, помогали соседи, качали воду нам на чердак, но всё равно проблему надо было решать.

Наша скважина первоначально была рядом с домом, рядом с кухней, но потом была пристроена веранда и скважина оказалась в подвале под верандой. Заниматься ее восстановлением было просто технически невозможно, мешал потолок. Надо было делать новую скважину.
И вот, тёплой июльской субботой, я взял в руки лопату и стал копать колодец, точнее - приямок над будущей скважиной. Как известно из физики, нельзя засосать воду с глубины больше 9 метров (абсолютный максимум - 9,8 м). А в соответствии с техническими характеристиками насоса - это ещё меньше, только 7 метров. Насос надо было расположить ниже уровня земли, вот для чего и копался колодец. Это проверено временем, у всех соседних домов так сделано. Конечно, существуют и погружные насосы, но это существенно удорожает сооружение скважины и самостоятельно уже её не осилишь. Тем более, что на дворе стояли девяностые годы и денег на то, чтобы кто-то сделал нам скважину, просто не было.
За субботу и воскресенье я выкопал чуть больше двухметровой глубины колодец. Сначала было тяжело, шел суглинок, потом крупный песок с булыжниками. Всё это надо было вывезти за пределы участка. Но второй метр - это уже был чистый песок. Копать легко (зато кидать выше) и возить ближе, потом пригодится.
Выкопав колодец, я во вторник уехал в командировку (это значит был запуск очередного грузового корабля «Прогресс» к станции «Мир»). Посмотрел в интернете - это «Прогресс М-28», старт 20.07.1995.
Приехал - скважина почти готова. Отцу было тогда за 70, очень помогли соседи, в том числе и материалами, инструментами. Сначала садовым буром прокрутили дырку на сколько возможно, туда засунули обсадную трубу (диаметр где-то 10 см). Длина трубы - 7 метров, глубина воды с некоторым запасом. Дальше в дело пошла жерлонка. Так называется инструмент для извлечения грунта из обсадной трубы. Обсадную кувалдометром забивают насколько можно, потом жерлонят, то есть совершают жерлонкой возвратно-поступательные движения. Она наполняется грунтом (в нашем случае - песком) и вытаскивается наружу. Вытащив жерлонку, продолжают забивать обсадную трубу, а жерлонку очищают и продолжают жерлонить. И вот появилась вода. Вместо жерлонки в скважину вставляют ручной водяной насос и долго качают воду, пока она не пойдет чистая, без песка.
Я вернулся из командировки на этапе жерлонки. Сам поучаствовал. Тяжелая это работа. Сообща сделали.
Следующий этап - монтаж водопровода и насоса. В обсадную трубу вставили соответствующей длины обычную трубу 1,5”, внизу которой был фильтр и обратный клапан. Дальше насос и труба в дом. Еще электричество к насосу подвести.
Но прежде необходимо было обложить колодец (нет, не словами нехорошими), точнее стенки колодца. Нужен кирпич. Засада в том, что 1000 штук кирпича в 1995 году стоила столько же, сколько была моя зарплата, это примерно 500 000 рублей. Жена получала почти вдвое меньше. Еще сын 11 лет. Родители-пенсионеры, которые за год до описываемых событий отнесли 400 000 рублей в «Тибет». Да, за командировку суточные платили в долларах (то есть рублями по курсу), но командировочных дней в году было не так много, примерно неделя по 3-4 раза в год. (Добавлю в скобках, что с августа наша зарплата - спасибо NASA - удвоилась, да только в августе я взял отпуск, чтобы завершить свою стройку и отдохнуть физическим трудом от труда умственного).
Наконец, я подошел в своем рассказе к месту, где название этого рассказа становится понятным. Было решено обложить колодец не кирпичом, а бутылками. Эта идея уже давно была опробована, помнится «Наука и жизнь» про это что-то написала. Моё новаторство состояло в том, что я из бутылок задумал построить не дом, а подземелье. Не вверх, а вниз.
Сказано - сделано. Начался сбор бутылок. В то время бутылки еще принимались, но экономически сбор бутылок был занятием малопродуктивным. Бутылки лежали везде. Имелся некоторый запас на чердаке. Я с работы, на глазах у изумленной охраны вынес пару больших сумок (никогда они такого не видели, чтобы выносили пустые бутылки, вот если бы полные и в обратную сторону ;). По дороге от станции Болшево до дому я легко собирал по 10-12 бутылок. Но главный вклад в сбор стеклотары внёс отец. Неподалеку от дома был пустырь (где к настоящему времени построено три коттеджа-дворца). Там был настоящий Клондайк бутылок. Отец ежедневно привозил по несколько тачек. Если кирпичей мне понадобилось бы 1000 штук, то бутылок надо было в три раза больше. И цемента раза в два больше. Цемент тоже привез на тачке отец, тогда неподалеку еще работал магазин стройматериалов, строительные рынки были впереди. Песок, как вы помните, был свой, из вырытой ямы.
Жена тоже взяла отпуск и отмывала бутылки от этикеток, замешивала раствор и спускала в ведре мне в яму. Я вспомнил молодость и студенческий стройотряд, где трудился каменщиком. На выкладывание стенок ушла неделя. Бутылки кончались, но опять помогли соседи и даже почтальон. Верх колодца, потому что он может зимой промерзнуть, надо было выложить все-таки кирпичом. Если внизу на первый ряд (фундамент) пошли кирпичи из собственных запасов, то верхние кирпичи пришлось все-таки покупать. Продал их мне алкаш из двухэтажного барака напротив. Где-то он ими запасся. Бутылка недорогой водки стоила летом 1995 года семь тысяч рублей. Я потратил 21 тысячу. Полтора литра. Продавцу эта коммерция очень понравилась и он ещё несколько дней приходил и предлагал купить ещё кирпичей. Еле отвязался.
В общем-то на этом история хрустального колодца закончена. 20 лет служит он верой и правдой. Водопровод, конечно, требует внимания и иногда ремонта. В минувшую субботу я решил закрыть колодец на зиму, но где-то дал течь шланг и я провозился целый день. Менял шланги, даже насос заменил (более новый на более старый, потому что он по какой-то причине перестал засасывать воду, менять так всё менять ;). Провозился до темноты. И только сегодня закончил с колодцем. И вот свежие фотографии оттуда, из подземелья.
Общий вид. Чьи-то глаза смотрят на вас из-под земли


Вот я сам в колодце


Колодец завершается восемью рядами кирпича, почём каждый ряд будет в поллитрах?


Вот они, мои «кирпичики», через каждые 5 рядов я для прочности прокладывал металлические прутья


Среди бутылок попадались и экзотические, эти вот - от рижского бальзама


И плоские фляжки шли в ход


Здесь виден насос «Агидель» (он рыжий, слева), чайник с водой - для нештатной заливки центробежного насоса, шланги всасывающий и нагнетаемый. И провода заземления, прикрученные к обсадной трубе


Труба, уходящая в недра. Виден зажим, отпиленный от мясорубки. Если потребуется достать трубу из скважины, надо закрепить зажим на трубу, чтобы не упустить её случайно вниз, попробуй её потом достать


Лена, жена. Страхует и помогает с земной поверхности

Previous post Next post
Up