Плакатом навеяло

Mar 01, 2010 21:54

Итак, 1961 год глазами юного пионера.
(по мотивам вот этого http://community.livejournal.com/soviet_life/736364.html )

Сначала про школьную форму.
Вот такая была в 1958 году, когда я пошел в первый класс.


Цвет был тот самый, "мышиный", не коричневый. Коричневые были школьные платья у девочек.
Прически только под 0, никаких чубчиков.


Во второй класс я уже пошел далеко от Москвы - в Иркутске. Школьную форму купить там было на порядок труднее, поэтому добрая половина мальчиков не ходила в школьной форме, а многие из тех, кто ходил - просто донашивали её за старшим поколением.
В третьем классе уже и я из своей формы вырос (точнее штаны протерлись - гимнастерка еще налезала, но была неудобна). Когда появилась новая школьная форма в виде пиджаков - не помню, да и до Иркутска она дошла с большим опозданием - я и мои ровесники ее так и не носили. Последний раз помню школьную форму классе в шестом - но старого образца, некоторые ребята ещё донашивали.
Теперь про космос. В 1961 году, в конце третьего класса нас готовили к приему в пионеры.
Разница во времени между Иркутском и Москвой - 5 часов. Про Гагарина сообщили по радио примерно в 10 утра - в Иркутске было 15:00. Учились мы тогда во вторую смену. Пришел домой 12 апреля часов в 7 вечера и мама мне сообщила, что "человека в космос запустили". Телевизора у нас тогда еще не было (появился год спустя), и показывали по нему только местные передачи. Телевизионная связь с Москвой и остальным миром появилась только в конце 1967 года, когда ввели в строй систему космической связи "Орбита". Это отдельная песня, может расскажу про это потом подробней.
Попытки получить какую-то дополнительную информацию по этому вопросу в тот вечер закончились ничем. Даже фамилию первого космонавта я услышал только на следующий день. Нас с утра собрали на какое-то мероприятие в местном кинотеатре (мой отец называл его "киносарай" - небольшой бревенчатый дом). Нам там что-то втирали про пионеров и показали патриотический фильм. Помню только слова старшей пионервожатой о том, что "Гагарин тоже был пионером".
Потом на уроке рисования рисовали цветными карандашами какой-то уёб страшный бланк со знаменами и цветами под заголовком "Торжественное обещание". Затем, уже отдельно, его под диктовку заполнили, подписали и отдали.
По существовавшим в те времена канонам в пионеры принимали в два этапа: 22 апреля - учеников первого сорта и 19 мая - тех, кто похуже. Кандидатов во второгодники не принимали совсем.
Я шел первым потоком :).
Через несколько дней классная руководительница назначил меня председателем совета отряда (т.е. партийным боссом), которым я числился целый месяц. В следующем классе устроили новые выборы и председателем избрали кого-то еще, чему я втайне был рад. Командовать у меня не получалось да и не любил я этого. Что было первичным - не знаю до сих пор.
Ну и про "хуторок".
Широко известна повесть Валентина Катаева "Белеет парус одинокий", есть и соответствующее кино, ещё довоенное. "Хуторок в степи" - это продолжение (сейчас назвали бы "Белеет парус - 2").
Написано через 20 с лишним лет после первой книги. Как говорится, "тех же щей, да пожиже влей".
Если первая книга - грубо говоря революция 1905 года, то вторая - это время реакции и "столыпинских галстуков". Агенты царской охранки ищут матроса-революционера с броненосца "Потёмкин", которого помогают прятать герои книги. В начале 60-х это была вполне приличная книжка и более доступная, чем, например, "3 мушкетера".
Катаев на этой книжке не остановился и написал ещё продолжение - "Зимний вечер" - уже про 1917 год, где безжалостно убил Павлика - младшего брата главного героя, Пети. Наверное чтобы уже закончить эпопею. Присовокупив к эти трем ещё и написанную после войны повесть "За власть Советов" (и кино такое было, про подпольщиков в одесских катакомбах во время войны) Катаев соорудил тетралогию (!) "Волны Черного моря". Классик, как ни как.


Иркутск, Лосинка

Previous post Next post
Up