ИсточникВ 1892 году энтузиасты Юзифович, Белинский, Петров, Подкаменный, Шемякин создали Иркутское общество велосипедистов любителей (ИОВЛ). Справедливости ради следует заметить, что на начальной стадии жители города, в прочем как и местная пресса, к велосипедистам отнеслись негативно. Как им казалось, разъезжая на своих железных конях, велосипедисты мешали горожанам, особенно в местах отдыха. Однако, в скором времени, организуя захватывающие состязания, которые к тому же сопровождались цирковыми трюками на велосипедах, они сумели склонить чашу весов в свою пользу.
Популярность велосипеда особенно возросла, когда в Иркутске, силами «Общества велосипедистов», был построен «циклодром», там же сдан в эксплуатацию велотрек. По сути это было единственное велосипедное спортсооружение в Сибири. Велосипедный спорт в те годы являлся спортом номер один.
После революции и гражданской войны, велоспорт сдал свои позиции. И только в середине 30-х годов ХХ века, когда по инициативе и активном участии начальника управления ОГПУ И.П.Зирниса (латыша по национальности), к тому же большого любителя велоспорта, в Иркутске на стадионе «Динамо» был построен и сдан в эксплуатацию (1934) велотрек. Без всякого преувеличения, рижские проектировщики и местные умельцы построили сооружение мирового уровня.
Соперничать с иркутским треком, построенным из местной лиственницы, в заготовке которой участвовали и осужденные местных лагерей, могли только «Форо-Италико» в Риме и «Вигорелли», построенный в Милане.
Сегодня приходится сожалеть, что некогда популярный и любимый вид спорта, иркутянами вспоминается в прошедшем времени.
ИсточникНо я застал еще действующий велотрек. Дело было давно, я учился в 10 классе. Нам устроили "День здоровья" и вместо учебы отправились на "Динамо" сдавать нормы ГТО. Это было числа 20 октября, стояла удивительно тёплая и солнечная погода, нехарактерная для этого времени года. На всю жизнь запомнил. Пробежал стометровку за 14 секунд, то есть в норму как-то уложился.