О теле- и радиовещании в СССР

Nov 18, 2020 18:00

Вчера я выложил программу радио и телевидения на вторник 19 февраля 1964 года.
Поделюсь своим взглядом на это явление, как я его помню из своего незамутненного детства.
1. Радио.
«В фантастических романах главное это было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет.» © Илья Ильф.
Радио появилось раньше телевидения, телевидение - это потомок радио. И в моей семье было так же.
В нашей комнате в коммуналке на стене висела радиоточка, а под столом стоял трофейный радиоприемник, который при мне уже не работал.
Когда родители уехали в Иркутск, им через 5 лет тоже дали комнату в двухкомнатной квартире на втором этаже нового деревянного дома без удобств, кроме электричества и печки отопления. Когда я туда приехал у нас уже был радиоприемник. Он ловил только местные станции на длинных и средних волнах (диапазон СВ начинал разговаривать только вечером и только по китайски), а на коротких волнах - хорошо были слышны приводные радиостанции ближних аэродромов, опять же Китай (в том числе на ломаном русском языке) и американскую станцию на Окинаве.
Радиоточки в наших домах на выселках не было. А вот в Москве, в Сокольниках, где жила бабушкина сестра, у ней в комнате было две радиорозетки, по которым передавали две радиопрограммы.
Первый год я учился во вторую смену. Утром родители уходили на работу, а я садился делать уроки. Это не занимало много времени и я включал радио (телевизор появился у нас еще года через 3-4). В 9 часов передавали последние известия, а потом радиовещание переставало работать, пока в Москве в 6 утра (в Иркутске это 11 часов) не начинала работать радиостанция имени Коминтерна первая программа радио, которую транслировали все областные станции. Вторая программа радио "Маяк" появилась в эфире позже, а третью программу радио я в Иркутске не мог поймать, пока в школе учился.
Но с 9 до 11 часов радио не молчало. По радио передавали "Схему № 1 для районных и городских газет". Какой-то неприятный голос диктовал сообщения ТАСС, по два раза повторяя каждое предложение. Иностранные имена диктовались по буквам. Каждое сообщение завершалось словами: "Скоба тасс скоба точка". Конечно, слушать это было совершенно невозможно, но более ничего на русском языке я поймать в эфире не мог.
Я, может быть, послушал бы "Пионерскую зорьку", но увы, её передавали часов в 7 утра по московскому времени, а в Иркутске это была середина дня, когда первая смена заканчивала уроки, а вторая - шла в школу. Поэтому у меня нет неприязни к этой радиопередаче, в отличие от моих ровесников из центральных регионов, которым радио долбило в уши по утрам.
Когда лет через 5 мы переехали в хрущевскую отдельную квартиру, в доме появились транзисторные приемники: сначала «Гауя», а потом «Спидола». А еще вместо прежнего приемника - магнитола «Неринга». Джентельменский прибалтийский радионабор.
А теперь я прокомментирую программу радипередач от 19.02.64.
Это первая программа. Вторая программа "Маяк" появилась в том же году, но позднее. Я не помню, эта домаяковская вторая программа слышна ли была в Иркутске?
Итак, что же можно было услышать
6.30 "Земля и люди" (вспоминается одноименная погребальная контора из "Уральских пельмений").
После документальных передач - две музыкальные, классическая музыка, отдельно, для детей - Григ. (Вы в детстве по утрам слушали Грига? Нет, вы в школе были. Если вторая смена - тем более никто не слушал).
Потом документальная новелла про клоуна и передача о профессоре Петровском (через пару лет у него на операционном столе умер Королёв).
И так далее: классическая музыка, про сельское хозяйство, что-то для детей. В конце дня - виртуальная радиостанция "Юность". Ни тогда, ни сейчас, ни в промежутке, я бы ничего из предложенного по своему желанию слушать бы не стал. Может быть, поздно вечером, что-то из "Юности" могло бы зайти, но не факт. Вы скажете, а как же музыка? Лично меня от музыки, особенно классической, напрочь отвадили попытки педагогов привить к ней любовь. Как известно, насильно мил не будешь.
Что простой человек ждет от радио (и от телевидения тоже)? Информацию и развлечения. Встречу с прекрасным (для некоторых и балет, и классическая музыка прекрасны, но не для среднестатистического гражданина). Что же предлагают ему? Информация строго дозирована, вместо развлечения - много пропаганды и отдельные музыкальные направления, малопривлекательные из-за частого употребления (в зубах навязли).
Но было бы неверным полностью обхаять советское радио, были там и светлые моменты. Опять же, это развлечения и тогдашняя попса, очень неплохая, что-то и до сегодняшнего дня перепевают.
В связи с этим вспоминаются две радиопередачи: "В субботу вечером" и воскресная "С добрым утром".
2. Телевидение.
Опущу дошкольное детство, когда я иногда смотрел детские передачи по телевизору КВН у нашей соседки по коммуналке. К 1964 году у нас уже был свой телевизор «Старт-3». Каждый вечер местная телестудия показывала художественные фильмы, а утром повторяла, это называлось "Для тех, кто работает во вторую смену". Смотреть Центральное телевидение в Иркутске начали со вводом в строй системы «Орбита» в ноябре 1967 года. До этого отдельные фрагменты передач и телеспектаклей привозили из Москвы в виде кинопленки, на которую снимали передачи ЦТ с экрана кинескопа. Понятно, что качество изображения было соответствующее. Вот что нам предлагало телевидение в Москве в 1964 году:
По первой программе художественных фильмов нет (комическая опера из Казани не в счёт), нет и программы «Время». Возможно, что может быть интересна «В эфире "Молодость"», аналог радиостанции "Юность", но не уверен, я в те года Центральное телевидение не смотрел.
Вторая (и последняя тогда) программа была московской, кинофильм там показывали, что примечательно - в то же время, когда по первой программе шёл большой выпуск новостей. Это потом догадались не показывать кино, пока по первой было «Время». "Оттепель" ещё не закончилась. Но, несмотря на "оттепель", теле- и радиовещание было довольно унылым.

По каким-то причинам в тот день по радио не было радиоспектаклей. Наверное, их передавали только по выходным, чтобы не отвлекать трудящихся. Подбор пьес для них, конечно, был идеологически правильным, но всё же там были лучшие пьесы из худших в исполнении лучших артистов лучших театров. По крайней мере, когда по выходным я чертил чертежи на первых курсах, я включал радио и одновременно слушал. Немного было спектаклей, которые я выключал недослушивши до конца.
Previous post Next post
Up