Шестидесятые годы, когда я учился в школе, были в гражданской авиации эпохой Ту-104. Конечно, были и другие замечательные представители пассажирских лайнеров - Ту-114, Ил-18, Ан-10.
Жили мы в Иркутске недалеко от аэропорта, да и сам аэропорт был в черте города, на окраине, что и было основным критерием у отца при выборе города для своей работы после окончания училища штурманов.
Отец с юности увлекся фотографией, что и определило выбор профессии - штурман аэрофотосъемок. И в первые года три своей работы он это получил сполна, фотографируя просторы Чукотки. Потом, правда, когда всё уже было сфотографировано, наступила рутина обычной штурманской работы.
Отец был на фронте ранен в голову, ему удалили часть теменной кости, поэтому он имел большие медицинские ограничения по полетам и остался в малой авиации, в отличие от своих однокашников, которые переучивались по мере появления профессионального опыта на другие, современные, типы самолетов.
А отец так и остался летать на самолетах Як-12, Ан-2 и По-2 (По-2 в первые лет 5-7 своей лётной работы), вертолетах Ми-1 и Ми-4. Штурман в экипаже этих аппаратов не положен, но он требуется при освоении новых маршрутов и вылетов на спец. задания, типа поисков пропавшей экспедиции.
Ниже представлены сохранившиеся фото из жизни Аэрофлота конца 50-х и 60-х годов.
Вот они, работяги малой авиации:
На Иркутском аэродроме тогда базировалось три авиаотряда, позднее объединившихся, но всё равно это были разные подразделения:
201-АО реактивных Ту-104,
134 АО поршневых самолетов Ли-2, Ил-14, Ан-10/12, Ан-24
190 АО малой авиации (включая вертолеты).
Отец попал в 190-й когда тот еще был аэрофотосъмочным отрядом. Обычно его рабочий день начинался и заканчивался на аэродроме, но часто бывали короткие командировки. А потом началась Тюменская эпопея, когда осваивали этот газо- и нефтеносный район. Туда со всего Союза направили большое количество вертолетов в сводный отряд и отец там пропадал месяцами. У него даже был проездной авиабилет, по которому он постоянно перемещался по Тюменской области летал оттуда в Иркутск и обратно.
Тем не менее в его фотографиях можно наблюдать повседневную жизнь аэродрома.
"Гонимые ветром" летчики
Авиационные техники
Сосед наш, дядя Саша, тоже авиатехник (кинокадр)
Пилотирование Ан-2
И женщины тоже были на аэродроме
И бухгалтерия была, и плановый отдел
Офис был, обязательно
Курилка имелась (возле склада ГСМ ;)
Обслуживали и ремонтировали технику (кинокадры)
Возили больных
Устраивали субботники
И ходили на демонстрации трудящихся
Участвовали в воздушных парадах (кинокадр)
И летали, конечно
На о.Ольхон, аэродром Харанцы
Сосны Ольхона
Дополнение: забыл ещё пару фотографий - стюард и стюардессы на Ту-104
Самолет Ту-104Б бортовой номер 42437 изготовлен на КАПО в 1959 году, списан в 1978 году. Использовался в Восточно-Сибирском УГА (Иркутский ОАО). Салон на 100 пассажиров, был переделан на 105.