Рассказывая про Болшевское кладбище (которое расположено в мкр.Текстильщик) в рамках современного обзора архитектурно-исторических объектов из перечня Мержанова
https://dmitry-sasin.livejournal.com/137928.html dmitry-sasin привел фотографию такого захоронения:
27. А также экипаж погибшего Ли-2. На том месте, где сейчас ЦНИИМАШ, в войну был аэродром.
Надписи на памятнике достаточно, чтобы установить имена погибших:
Ст.лейтенант Сальнов Анатолий Романович 1907 г.р из Куйбышевской обл., с.Усолье, 102-й авиационный полк ДД (дальнего действия), командир корабля (он первый по списку, дальше фамилии по алфавиту).
Рядовой Абросимов Юрий Константинович, уроженец Московской обл. (Малаховка), год рождения не установлен. Вероятно воздушный стрелок Моторист. Числился за 1-й авиационной транспортной дивизией, в которую входил 102 ап.
Ст.сержант Орлов Анатолий Васильевич 1922 г.р., г.Киров, 102-й авиационный полк ДД, вероятно штурман моторист.
Ст.техник-лейтенант Селиванов Владимир Павлович 1909 г.р., г.Белорецк, Башкирия, 102-й авиационный полк ДД, бортмеханик.
Мл.сержант Смирнова Мария Борисовна, Московская обл., г. Наро-Фоминск, год рождения не установлен. 1-я авиационная транспортная дивизия. Вероятно радистка писарь.
Почему я заинтересовался этой темой.
Старший брат моего отца в это же время тоже не вернулся с боевого задания.
У этого экипажа есть братская могила. Где сложил головы экипаж, в котором был мой дядя - неизвестно.
Как мы видим, ст.сержант Вячеслав Лапин, штурман корабля, служил в 101 ап ДД. У 101 ап есть свой сайт в интернет: 101aviapolk.ru
Там можно найти список безвозвратных потерь полка, вот про наш экипаж:
№№
п/п
Фамилия имя
отчество
Военное
звание
Должность
Место и год
рождения
Каким РВК
и какой обл.призван
Количество
боевых
вылетов
Когда и по какой причине
выбыл
Где похоронен
24.
КАРЧЕНКО
Вадим
Иванович
ст.лейтенант
командир корабля
Одесская обл.
1915 г.
43
Пропал без вести
в ночь 07/08.08.1942г.
г.Вязьма
25.
ЛАПИН
Вячеслав
Александрович
ст.сержант
штурман
г.Саратов1920г
Сердобским РВК
Пропал без вести
в ночь 07/08.08.1942г.
г.Вязьма
26.
МОИСЕЕНКО
ИгнатФедорович
лейтенант
борт.механик
Воронежская обл.
1905г.
Мамонским РВК
Пропал без вести
в ночь 07/08.08.1942г.
г.Вязьма
27.КАБИРОВ
Габдылал
Габзарович
без
звания
радист
Алма-Атинская обл.
1917г.
ГВФ
Пропал без вести
в ночь 07/08.08.1942г.
г.Вязьма
33.ИВАНОВ
Василий
Иванович
мл.сержант
стрелок
Лысогорский р-н Тамбовской обл.
1918 г.
Лысогорским РВК
Пропал без вести
в ночь 07/08.08.1942г.
г.Вязьма
15 апреля 1942 года на подмосковном аэродроме Чкаловский начал формироваться 101 Транспортный Авиационный полк Дальнего Действия, по штату №015/222 в составе 1-ой Транспортной Авиационной Дивизии ДД. Полк формировала Герой Советского Союза, подполковник В.С.Гризодубова. Основным ядром для формирования полка явилась группа летно-технического состава, прибывшая из Г.В.Ф. М.А.О.Н. (Московская Авиагруппа Особого Назначения). Часть руководящего состава прибыла из 1-го Авиационного полка ДД. Весь остальной состав пришел из резерва АДД г.Бузулук. Период формирования полка и ввода в строй летного состава продолжался до 25 мая 1942 года. С 25 мая 1942 года полк приступил к выполнению боевых заданий, 30 июля 1942 года полк был переименован из 101 ТАП ДД в 101 Авиационный полк Дальнего Действия. Затем - 101-й Авиационный Красносельский полк Дальнего Действия.
102-й Керченский авиационный полк дальнего действия.
Формировался в Подмосковье с марта по 22.04.42 г. как 102-й ап ДД. Известен также как 102-й тап, имел 4 эскадрильи. На вооружении самолеты Ли-2. Входил в состав 1-й тад -> 1-й ад ДД. Первый боевой вылет - 23.04.42 г.
С конца мая по 20.06.42 г. девять экипажей полка под командованием Б.П.Осипчука действовали с прифронтовых аэродромов подскока. За это время произвели с аэродромов Валуйки, Хреновая по 17 самолето-вылетов. Доставили частям Красной Армии, окруженным в районе г. Изюма, выброской на парашютах 34,2 тонны горючего и мин. За 8 вылетов обеспечили войска продовольствием и боеприпасами. Доставили вооружение, боеприпасы, продовольствие, горюче-смазочные материалы и др. грузы в район поселка в 30 км севернее Холма. Группа в составе 6 самолетов под командованием Осипчука с аэродрома Выползово выполнила 49 самолето-вылетов с посадкой в тылу врага на площадке Подворье, Ляховичи. Действующим частям было перевезено продовольствия 153,5 тонны, вооружения, боеприпасов - 21,4 тонны, горюче-смазочных - 39,5 тонны, почты - 0,51 тонны и 136 солдат и офицеров. Обратными рейсами доставили на свой аэродром около ста тяжелораненых бойцов и 8,2 тонны грузовых парашютов.
С 22.06.42 г. две эскадрильи полка действовали с аэродрома Хвойное, доставляя боеприпасы, продовольствие и медикаменты окруженной в районе Новой Керести за рекой Волхов 2-й ударной армии. Несколько экипажей выполняли эту задачу с конца мая.
С 21.08.42 г. полк участвовал в Сталинградской битве
Подобные задачи выполнял и 101-й ап.
Оба полка, 101 и 102, входили в одну авиадивизию и в августе базировались где-то поблизости. 101-й полк был в Чкаловской, И 102-й вероятно там же. Аэродром на территории, где теперь ЦНИИМаш и НПО ИТ, был заводским аэродромом и не мог бы принять полк самолетов ПС-84 (Ли-2).
Также интересен вопрос, почему транспортно-пассажирские самолеты Ли-2 использовались в качестве бомбардировщиков. Об этом хорошо рассказано в книге Михаила Жирохова «Большое небо дальней авиации. Советские дальние бомбардировщики в Великой Отечественной войне. 1941-1945.»
К сожалению
эта книга в интернет не позволяет делать цитаты, поэтому используем картинки.
В нашей семье считалось, что самолет с Вячеславом в ночном бреющем полете задел линию электропередачи и моментально сгорел. Так, якобы, рассказали моей бабушке однополчане Вячеслава, которые тогда же навестили её (она жила рядом с Лосиноостровской). Но в этом случае было бы известно место захоронения. В 101 ап другой экипаж, вскоре после гибели Вячеслава, погиб так, этот экипаж захоронен в Щелково (так написано на сайте 101aviapolk.ru ).