1976, Сухуми

Feb 03, 2019 21:19

Проработав после ВУЗа два года в НПО "Энергия", я оформил себе отпуск. Не имея пока никаких особых заслуг, мне удалось взять сентябрь, месяц еще хороший, в смысле погоды, но уже не так востребованный моими коллегами, особенно женщинами, которые провожают детей в школу.
Был такой фильм: «Отпуск в сентябре», но это не про меня, это экранизация «Утиной охоты» Вампилова. В моем случае все было спокойней, без эксцессов.
Но что значит удалось взять сентябрь?
Дело в том, что на госпредприятии, а тогда все предприятия были гос., существовало положение, согласно которому в подразделении (цех, отдел, филиал и проч.) люди в отпуска должны ходить равномерно, то есть каждый месяц - 1/12 часть персонала (ну или примерно 1/12 часть), причем если кто-то имел право выбирать месяц отпуска по желанию, то это происходило за счет остальных. Поясню на примере отдела, где работал я и еще 40 человек.
Где-то перед новым годом составлялся график отпусков. Если 40 человек поделить на 12 месяцев, то получается, что в месяц должно уйти в отпуск 3 или 4 человека. Естественно, почти все хотят уйти в отпуск летом, поэтому летние месяцы, а также май (можно же уйти в отпуск и с 31 мая, это всё равно будет майский отпуск) и сентябрь являются лимитированными месяцами, количество отпусков на эти месяцы строго ограничено. Для нашего отдела - это 18, ну еще один-два отпуска можно выклянчить у начальства (следил за этим ОТиЗ - отдел труда и заработной платы). Еще была возможность поменяться отпусками, если кто-то по неизвестным заранее причинам от лимитированного месяца отказывался. Для особо продвинутых (чрезвычайно заслуженных или проходимистых, а также блатных) была возможность оформить себе отпуск вне лимита. По своему отдельному графику гуляли отпуск начальник отдела и его заместитель, они нам конкуренцию не составляли. Для остальных возможность взять отпуск летом состояла только в том, чтобы в предыдущий год отгулять отпуск зимой.
Когда советская власть закончилась, необходимость существования структур, подобных ОТиЗу, стала сомнительной, идея составления графиков отпусков исчезла как-то сама собой. Ну и правильно, кто отвечает за работу подразделения, тот и решает, сколько человек может уйти в отпуск и когда, а вовсе не стрёмная тётка из ОТиЗ. Лет 10 было в этом отношении все хорошо, но в 21 веке ползучая контрреволюция... Короче, в том году, в котором я ушел на пенсию, ОТиЗ вполне оправился от опалы и даже запретил меняться отпусками. Как говориться, за что боролись?

А в 1976 мне захотелось снова увидеть море, которое я не видел уже 3 года. Тогда я не был обременен ни семьей (которую нужно кормить) ни деньгами (которые у меня отбирали в виде налога за бездетность), поэтому желание должно было быть бюджетным, дикий способ отдыха меня бы разорил. Бюджет желал недорогую путевку. Профсоюзная путевка за 30% (а ещё, как говорили, бывают и совсем бесплатные, но мне такие не попадались никогда) в летний период для меня была несбыточной мечтой, я был никто, молодой специалист. Я обратился к родственнице, которая работала в Москве и состояла в секретарях аж у замминистра, она многое могла организовать. И вот она мне организовала путевку на турбазу в Сухуми на 20 (или 21, не помню) дней. Стоило это счастье 80 рублей и надо было поехать за ним в Петроверигский переулок (там было центральное турбюро профсоюзов), что я и сделал.

Следующая задача - билет на поезд или самолет. Поездом - дешевле, поэтому я выбрал его, причем была на то ещё и другая причина. Дело в том, что мой родной дядя (кстати муж той родственницы, которая достала мне путёвку ;) в тот период времени работал на Лосиноостровском электротехническом заводе (ЛоЭТЗ), который (в смысле завод) относился к системе НКПС МПС и его рабочие могли выписать себе раз в год бесплатный билет на поезд. Многие из них всего за литр (или 10 рублей) с большим удовольствием помогали гражданам прокатиться на плацкартной полке туда и обратно.
Технология была такая: В обмен на 10 рублей выдавалось напрокат удостоверение (ксива) с фотографией и именное требование в кассу оформить бесплатный билет в плацкартном вагоне туда и обратно. Чтобы воспользоваться этой льготой надо было сменить или свои имя и фамилию, или фотографию на удостоверении. Я выбрал второй вариант, дядя объяснил мне как это делается. Всё очень просто, не надо никаких варёных вкрутую яиц, чтобы свести печать с одной фотографии на другую.
1. Аккуратно удаляется фотография владельца удостоверения, чтобы потом можно было её вклеить обратно.
2. Своя фотография и кусок фотобумаги (желательно матовой) или просто кусок ненужной фотокарточки обрезаются под размер удаленной фотографии.
3. Фотобумагу облизывают языком со стороны эмульсии и тут же прикладывают к удаленной фотографии владельца удостоверения и плотно её прижимают. Таким образом на промежуточном этапе мы получаем зеркальное отражение той части печати, которую надо изобразить на своей фотографии.
4. На листике фотобумаги у нас теперь есть оттиск. Но он бледный, необходимо насытить его краской, для чего очень аккуратно тонким пером (в те времена они еще встречались вместе с чернильницей на почте) добавляем фиолетовых чернил (или лучше штемпельной краски) на буковки, полоски и прочие места печати. Потом обязательно высушить.
5. Теперь таким же образом переносим оттиск на свою фотографию, для чего сначала облизываем её языком и прижимаем к ней доработанную свежими чернилами фотобумагу. Если все сделано правильно, то в результате на вашем фото красуется прекрасный оттиск печати, аналогичный тому, который остался на исходной фотографии. Остается только вклеить фотографию в удостоверение и выучить свою новые имя и фамилию.
С этой ксивой и требованием (в этом требовании конечная станция была Батуми - дядя мой слегка попутал) я направился в кассу, что тогда была на другой стороне Садового кольца (ул.Чкалова) от Курского вокзала, где доплатив еще немного денег получил билеты туда и обратно в купейном вагоне. Радостный, помахивая ксивой (в электричке тоже билет не нужен) я вернулся домой и только дома обнаружил, что совершил глупость: билет туда я взял на то число, с которого была путевка, а надо бы на два дня раньше. Ну что ж, где наша не пропадала, но за два дня до отъезда я все-таки с утра пораньше (это было воскресенье) отправился на Курский вокзал чтобы попытаться обменять билет. И это мне удалось, в тот день был назначен дополнительный поезд и на него были билеты. Мне пришлось сначала снять компостер (т.е. отменить поездку) и в кассе исправить билет: туда проставили новую дату, номер поезда и место в вагоне, а также снова пробили дырочки в компостере. Я в быстром темпе помчался домой, собрал чемодан и вернулся на Курский вокзал за 10 минут до отправления поезда.
Ехать пришлось две ночи, причем после Адлера я остался в купе один, в Сухум поезд пришел рано утром, еще не было и шести утра. Возле вокзала на парах стоял Икарус до аэропорта и водитель любезно меня подвез до турбазы всего за 50 копеек. Позже я узнал, что можно было туда доехать и за 4 копейки на троллейбусе.


Пляж в Сухуми, сентябрь 1976

Продолжение следует. Будут и фотографии.

сентябрь

Previous post Next post
Up