Метро времен СССР

Mar 02, 2018 19:59

Московское метро во времена СССР более-менее помнят только люди старше сорока, да и то не все. Некоторые успешно забыли, а некоторые и не знали вовсе.
Нам напомнит всё это книга Анатолия Рубинова «Со служебного входа», а конкретно - глава «Метро».


Я нашел эту главу в сети, но текст там обрывается на полуслове, а самое интересное (на мой взгляд) - дальше, под заголовком

КАК СЧИТАЮТ ПЯТАКИ
(Далее - краткое содержание в виде цитат)

Была такая работа - рвать бумажки. Но потом придумали АКП - автоматический контрольный пункт. Сейчас (речь идет о 1979 годе) в метро 1600 АКП.

Когда-то существовали аварийные бригады контролеров. В час пик десятки людей рвали бумажки и бросали оторванные части в высокие металлические урны, которые несколько раз в день вытряхивали на помойку.

До войны каждая станция имела собственные билеты, на которых было написано её название. Денежная реформа 1961 года позволила решить проблему создания АКП, вместо 50 копеек билет в метро стал стоить 5 копеек, а пятак стал пропуском в метро. Одновременно появились автоматы для размена на пятаки монет 10, 15, и 20 копеек. Бумажные деньги и монеты менее 5 копеек можно было разменять в разменных кассах.

Началось противостояние технической мысли конструкторов АКП с пытливыми пассажирами, в основном с мальчишками. Мальчишки находили способы обмануть АКП (быстро прошмыгнуть, закрыть фотоэлемент и пройти целой цепочкой и т.п.), конструкторы совершенствовали АКП и фиксили «дыры». Например, на заре телеграфа, один молодой телеграфист придумал приспособление, которое ночью, когда не было работы, каждые полчаса отстукивало контрольное «А». Автором был Томас Эдисон.

Теперь в метро нельзя пройти даже вбросив в АКП пятак старого (до 1961 года) образца, хотя отличие этого пятака от нового почти не ощутимо.

Подсчитано, что внедрение АКП в год экономит около 70 тонн бумаги, которая раньше шла на печать билетов. Но до 25% пассажиров не пользуются АКП. Они покупают бумажные книжечки из 10 билетов, месячные проездные билеты, а Герои Советского союза, Социалистического труда, персональные пенсионеры, работники метро, милиции и дружинники - при исполнении служебных обязанностей - пользуются метро бесплатно, проходят туда по предъявлению удостоверений. Стоит задача освободить контролеров от этой работы, надежда на специальную магнитную карточку.

В метро ежедневно обменивают до 15 миллионов пятаков, в три раза больше, чем потом их попадает в АКП, метро стало гигантским разменным пунктом. За обеспечение пятаками метро платит инкассаторам 6 рублей за каждые 20000 пятаков (1000 рублей). Предлагали для оплаты проезда ввести жетоны, но это равносильно появлению еще одной монеты, надо потратиться на ее изготовление, надо больше автоматов для размена, в том числе такие, где меняют пятак на жетон, который стоит те же 5 копеек. От этой идеи отказались, смирились с нахлебником - другим потребителем пятаков, автобусом (а с 1981 года - весь общественный транспорт).
В метро пятаками занимается целая служба, обеспечивают, считают, заряжают автоматы, разменивают в кассах и т.д.

Но кое-кто пытается обмануть турникеты и кому-то это удается. Например, с помощью пятаков, выпущенных до 1961 года. В те времена, когда старых пятаков на руках было еще много, среди 100 000 новых пятаков попадалось 6-8 старых, а после праздничных дней их становилось больше, до 12. До того, как АКП доработали, они глотали и полтинники, хотя они в 10 раз дороже.

Совсем мало тех, кто бросает в АКП вместо пятака его суррогат. Например, на станции «Проспект Мира» в двух вестибюлях среди каждых 3 миллионов пятаков попадается 3-4 суррогата. Возможно, ими пользуются два человека. На станции «Библиотека им.Ленина» такой пассажир один. Он входит в метро по будним дням в девятом часу утра, работает в районе станции «Новослободская», где точно такой же суррогат появляется вечером, в седьмом часу. По выходным дням, иногда, такой же суррогат появляется на станции «Сокольники». Два года подряд, у него был отпуск в августе - суррогаты не появлялись. Потом отпуск был в октябре. В принципе его можно было бы и изловить, но особого смысла в этом нет.

Летом в разменных автоматах иногда попадаются иностранные монеты. Иногда их стоимость выше, чем сумма выданных пятаков. Несколько раз ловили несовершеннолетних, которые опускали в разменный автомат 20 копеечную монету с дыркой. Монету за нитку извлекали обратно после размена на пятаки. Обманщики не знали, что автомат при обратном ходе монеты тут же выключает свет на своем табло. Когда милиция это замечала - обманщиков сразу задерживали.

Автоматы не любят гнутые и юбилейные монеты (юбилейные монеты 10, 15 и 20 копеек были выпущены в 1967 году - 50 лет Советской власти). Эти монеты не размениваются и обратно не выдаются. В итоге в августе 1978 года метро понесло убыток 24 рубля 05 копеек, но и заработало 20 рублей 75 копеек. Это результат работы тысячи разменных автоматов московского метрополитена, но на самом деле они принесли большую экономию, освободив сотни людей от рутинной, малооплачиваемой работы.

Московское метро - самое дешевое в мире, оно дает в год 17 миллионов рублей прибыли. Этого недостаточно для расширения метро, строительства новых станций, но его эксплуатация - окупается. Стоимость московского метро оценивается в 2 миллиарда рублей.
Previous post Next post
Up