ЦРУ выкладывет некоторые свои архивы в сети.
Вот, в частности, информация по Калининграду и Болшево [
читать ]
Теперь о НИИ-88.
Авторы текста считают, что в НИИ-88 специалистами были только немцы, привезенные из Германии, которые сначала работали в Подлипках, а затем перевезены в Городомлю, в район озера Селигер, вблизи города Осташков.
Исходный текст содержит много купюр, я обозначил их в cвоем переводе квадратными скобками.
Центральное разведывательное управление
Информационное сообщение
Секретно
Страна СССР (Московская область)
Тема НИИ-88 в Подлипках
Дата 31 марта 1954
Организация и структура НИИ-88
1. НИИ-88 в Подлипках разделено на две части. Одна часть это институтский корпус с присоединенными к нему мастерскими. Другая часть это аэродром и мастерские при нем и небольшой экспериментальный стенд для испытаний моделей камер сгорания. Специалисты в электронных лабораториях объясняют устройство электроприборов и аппаратуры V-2 для советских рабочих.
2. Специалисты, работающие на аэродроме, заняты в чисто оборонных программах. В отличие от институтских лабораторий эти специалисты могут посещать все помещения на аэродроме без специального разрешения. Помещения и мастерские оборудованы так, что лимитируют доступ немцев к различным частям аэродрома во избежание вмешательства в процесс сборки. Там имеются следующие рабочие группы:
а. Разработка силовой части под командованием подполковника Уманского, группу немецких специалистов возглавляет доктор Umpfenbach.
b. Разработка общей компановки V-2 под командованием подполковника Королева, группу немецких специалистов возглавляет инженер Jaffke.
с. Проектирование электрического оборудования (проектирование управления) для V-2.
d. Мастерские под руководством инженера Apel.
3. Недалеко от институтского здания имеется большой корпус с двумя цехами. Около него несколько цехов, в которых хранятся собранные V-2. Упомянутые цехи оборудованы токарными станками, прессами и другими станками разных типов современной конструкции. Также имеются склады, где имеются почти все необходимые компоненты для сборки ракет V-2. Всё это привезено из Германии. Все цеха имеют подъездные пути от ж.д.линии.
4. В 1945-46 гг. специальный поезд (Funkmesszug) был сформирован в Бляйхенроде и Клейн Бодунген. Поезд оснащен необходимым инструментом и имеет современные спальные вагоны. Он спроектирован для обеспечения пусков ракет V-2s и снабжен радиолокатором. V-2s, готовые к пуску, хранились на специальных платформах поезда. Этот спецпоезд стоял на рельсах возле завода в Подлипках. Ещё несколько V-2 находились в цехах завода. Завод охраняется целиком, поезд охраняется отдельно. Никаких сооружений для проведения испытаний на территории завода нет.
5. Существует мнение, что завод в Подлипках предназначен только для ознакомления советских техников и инженеров с ракетной техникой и показа рабочим процессов и операций, необходимых в их работе.
6. Аэродром используется как заводская посадочная площадка. Самолеты пяти-шести старых типов находятся на открытой стоянке. Приданные аэродрому сооружения используются для различных задач исследования V-2. Все необходимое оборудование, которое весьма примитивно, было поставлено в эти сооружения после прибытия немецких специалистов.
7. Гидролаборатория, электролаборатория, сборочный цех, механический цех, склад материалов и проектное подразделение обесечивало работу группе доктора Umpfenbach.
Эта группа имела задачу перепроектировать двигательный отсек (Antriebsblock) V-2 так, чтобы получить большую дальность. Доктор Umpfenbach решил поэтому заняться проблемой возврата горячих газов из камеры сгорания на турбину, тем самым исключая Т-секцию. Над этой проблемой работали еще в Пенемюнде. Решение д-ра Umpfenbach’а взять на себя эту проблемой вновь существенно увеличило срок пребывания немецких специалистов в СССР. С другой стороны, подполковник Королев хотел установить на V-2 вторую Т-секцию вместо того, чтобы использовать газы (из камеры). Это не встретило одобрения со стороны д-ра Umpfenbach’а, так как он считал, что дополнительное оборудование увеличит сложность, а тем самым и повысит вероятность ошибок, а также и вес ракеты. Кроме того, д-р Umpfenbach полагал, что увеличение дальности примерно на 100 км не оправдывает затрат рабочей силы и материалов. Невзирая на оппозицию Umpfenbach’а, подполковник Королев с его немецкими коллегами продолжал свой проект. В этой группе были Jaffke, Wenzel, Jurschick, Schoemann и Fr.Coermann. Вторая Т-секция была установлена сверху укороченного двигательного отсека, который был изготовлен в группе доктора Umpfenbach’а. Для изготовления чертежей этой рабочей модели было придано несколько советских техников. Королев хотел запустить улучшенную таким образом V-2 на полигоне Капустин Яр. [ ]
Благодарю Игоря Лисова за уточнения моего кривого перевода на русский этого фрагмента
Устройство территории
8. В основе работы НИИ-88 лежит его коллектив. Все работы, проводимые в НИИ-88, заказаны Министерством вооружений. Центральным является завод № 88 в Подлипках, которому также принадлежит аэродром. На рисунке (стр.5) приведена примерная схема расположения НИИ-88 в Подлипках. Цифрами на рисунке обозначано:
Пункт 1 - Территория завода № 88
Пункт 1а - Административное здание, называемое зданием института
Пункт 1b - Двухэтажное кирпичное здание, в котором работают советские конструкторы
Пункт 2 - Территория аэродрома. Приблизительное расположение зданий аэродрома приведено на рисунке (стр.6).
1. - помещение охраны, там всегда находится вооруженный пистолетом охранник
2а. - гидролаборатория
2b. - электролаборатория
2c. - сборочный цех
2d. - механический цех
2e. - материальный склад
3a. - пустой авиационный ангар
3b. - офис группы доктора Umpfenbach
4a. - сборочный и экспериментальный цех группы Королева
4b. - проектанты группы Королева
5. - место хранения и испытателный стенд собранных изделий Королева
6. - проектанты электрических и высокочастотных приборов, используемых на V-2
7а. - место хранения камер сгорания и турбоагрегатов
7b. - пространство аэродрома
Пункт 3 - Шоссе Москва - Загорск
Пункт 4 - улица через центр Подлипок
Пункт 5 - Железнодорожная станция Подлипки
Пункт 6 - электрифицированная железная дорога из Москвы в Болшево
Пункты 7, 8 - подъездные пути к заводу и аэродрому
Пункт 9 - улица вдоль аэродрома, параллельная главной улице
Меры безопасности
9. Ограждающий забор охватывает всю территорию завода. На въезде в завод и по периметру забора дежурят охранники. На аэродроме забор возведен вдоль проходящей вдоль него улицы. С остальной стороны аэродром окружен колючей проволокой. В рабочее время немцам не позволялось покидать здания института.
Персонал
10. Весь персонал НИИ-88 за исключением обслуживающего персонала прибыл сюда из Германии в октябре 1946 года. (см. стр.7). В феврале 1947 года пять специалистов были направлены из Городомли в Подлипки. Первые специалисты, которые покинули Подлипки, были те,кто уехал в Городомлю в апреле-мае 1947 года (а также некоторый обслуживающий персонал). Остальные специалисты были посланы в Городомлю в феврале, марте и апреле 1948 года, за исключением доктора Siemund который оставался до июля 1948.
11. [ ] Большинство советских специалистов не соответствовали немецким стандартам. Исключением были:
Победоносцев, директор НИИ-88. Он был изобретателем "Сталинского органа" (многозарядной ракетной установки) и лауреатом сталинской премии. Он был профессор, хороший организатор и понимал проблемы немецких специалистов.
Королев, руководитель группы разроботчиков ракеты в целом. Он был весьма компетентен и способен к самостоятельным исследованиям.
Флоров, способный ассистент доктора Umpfenbach.
Уманский, руководитель группы по силовым установкам и начальник аэродрома. Он был наиболее наблюдательным по натуре. Позже его заменили.
12. Немецкие специалисты жили в домах, арендованных НИИ-88 в Пушкино, Мамонтовке, Клязьме, Болшево и Валентиновке.
Министр вооружений => НИИ-88 Подлипки, Завод № 88 (Директор Победоносцев) =>
Филиал 1 (Городомля); Филиал 2 (полигон Капустин Яр)
Далее следует перечень немецких специалистов, работавших под руководством Победоносцева, Королева и Уманского.