В этот день и пролетарка СССР, раскрепощенная Октябрем, и женщина демократического Запада, изнемогающая под гнетом капитала, и труженица колониального Востока, низведенная на степень вещи и рабы, - все они в день 8-го марта соберутся под Ленинским знаменем Коминтерна.
Передовая статья "Женского журнала" к 8 марта 1929 года
За рубежом
В капиталистических странах работница, крестьянка, служащая, жена рабочего н служащего все острее и острее начинают чувствовать гнет капиталистического строя. Тяжела их работа, дорога жизнь, низка оплата их труда, лицемерны и подлы законы буржуазии.
Положение женщины одинаково бедственно как в тех странах, где женщина еще не добилась политического равноправия (Франция, Италия, Испания и др.), так и в тех странах, где женщина имеет избирательное право при выборах в парламент и коммунальные представительства (Германия, Англия, Чехо-Словакия). потому что там под фальшивым покрывалом демократического парламентаризма женщины остаются рабынями капитала. Буржуазная демократия там обманывает трудящихся, она только на словах обещает равенство и свободу женщине, потому что "просвещение, культура, цивилизация, свобода - все эти пышные слова соединяются во всех капиталистических буржуазных республиках мира с неслыханно подлыми, отвратительно грязными, зверски грубыми законами о неравенстве женщины" (Ленин).
Удары капиталистического бича сильнее всего бьют работницу, крестьянку, жену рабочего и служащего.
Капиталистическая рационализация Германии вовлекла германскую пролетарку еще в большей мере в процесс производства, увеличила производительность ее труда, сократила зарплату. Такая рационализация разрушает здоровье женщины, увеличивает смертность, сокращает рождаемость. Нужда, царящая в пролетарских семьях, принимает ужасающие размеры, Правительство продолжает ухудшать условия социального обеспечения. Беременные н роженицы не обеспечены от увольнения.
Не лучше положение работниц и в других странах. В Италии, Польше, Франции, Англии и Америке, - всюду идет наступление на зарплату, всюду работницы страдают от слишком продолжительного неравномерного рабочего дня. Те жалкие законы, которые кое-где были приняты по охране материнства и младенчества, - не проводятся в жизнь. До сих пор существует ряд профсоюзов, не принимающих в члены женщин, до сих пор по отдельным союзам для женского труда нет скал по квалификации, а есть просто "женский труд". Ведь заработок женщин все еще рассматривается как дополнительный к основному заработку главы семьи. Разница между зарплатой мужчины и женщины растет. Работницы в среднем получают только половину или две трети заработка мужчины при одинаковой работе. Женская сила является наиболее дешевой и покорной рабочей силой, поэтому капиталисты употребляют все усилия, чтобы эта сила не проснулась. Для этого они пытаются отравить классовое сознание работниц поповским, буржуазным и социал-демократическим ядом.
Так, в Югославии, например, для этой цели попы имеют две обширные организации: "Конгрегация Марии" и "3 орден св. Франца", разделенные на многочисленные секции. Каждая секция имеет свои культурные отделы, которыми руководят буржуазные дамы. Эти отделы регулярно созывают собрания работниц, устраивают курсы для обучения неграмотных, швейные, поваренные курсы н т. д. Все это делается с целью закрепления поповско-буржуазного влияния.
Фашистские организации Германии тоже перенесли свое внимание на улавливание женской части пролетариата.
Так, в Дюссельдорфе создан специальный институт (Германский институт по профессионально-техническому образованию). Основная цель этого института - доказать рабочему, что "в производственном процессе нужно больше работать, чем зарабатывать", т.-е. этот институт ставят перед собой задачу воспитать будущих штрейкбрехеров и шпионов на предприятии. В последнее время в подобные школы привлекаются во все большем числе жены н дочери рабочих. Это делается с той целью, чтобы жены и дочери помогали буржуазии удерживать пролетариев от участия в классовой борьбе и охранять рабочие семьи от "разлагающих" революционных влияний. Но никакие ухищрения буржуазии не могут остановить революционного движения пролетариев. В это движение все сильнее и Сильнее вовлекаются женские трудящиеся массы, ибо они на опыте убедились в том, что буржуазная демократия и реформизм ничего не может им дать, кроме прежнего рабства.
В боях за зарплату принимают активное участие работницы и жены рабочих.
Жены горняков Англии, Германии, Франции, Чехо-Словакии и Америки мужественно поддерживали своих мужей во время их борьбы. Они образовали забастовочные пикеты, гнали штрейкбрехеров из шахт, организовывали питание для бастующих и помогали строить бараки для выброшенных на улицу семей рабочих. Работа независимых профсоюзов среди работниц сказалась в ряде выступлений. Так, например, когда на мыловаренной фабрике в Крушевце (Югославия) хозяин попытался уволить двух работниц, все работницы забастовали.
Еще тяжелей, еще бесправнее положение женщины в колониальных странах. Религия, нравы, предрассудки делают ее здесь вещью, собственностью мужа а родителей. Безмерна эксплоатация женщин на фабриках и плантациях Индии. Убийственны условия труда и быта китайских работниц. Они привязаны к фабрике "а 12-14 часов, а заработок в хлопчатобумажной промышленности не превышает 20-30 копеек в день. В других производствах условия труда еще хуже.
В Китае еще до сих пор существует продажа девочек.
Китайская женщина-пролетарка хочет вырваться из лап капитала и предрассудков, она не хочет быть рабочим скотом и товаром; она ищет путей к своему освобождению. Последние годы бурного развертывания китайской революции поставили и китайскую женщину на передовые позиции борьбы.
Международный женский день должен поднять боевую решимость трудящихся женщин зарубежных стран. На борьбу с капиталом! За мир! За неприкосновенность советского государства!
У нас
СССР - единственное государство в мире, в котором глубоко подрезаны корни угнетения и неравенства женщины. Трудящиеся женщины участвуют в управлении государством так же, как их мужья и братья. Работница получает такую же зарплату, как и мужчина. Материнство и младенчество охраняется у нас так, как ни в одной стране мира.
Советская власть решительно ударила и но бытовому рабству тружениц Востока. Многие женщины-восточницы уже сбросили чечван, паранджу и чадру и приобщились к социалистическому строительству. Достижения наши огромны, но они крайне незначительны по сравнению с тем, что нам нужно для строительства социализма. В день 8-го марта мы должны смело взглянуть в глаза нашим трудностям и наметить пути для их преодоления.
На пути широкого вовлечения женщины в хозяйственное и государственное строительство находится не мало препятствий. Препятствия эти вырастают из нашей бедности, некультурности, тяжелых условий и вредных пережитков в быту, доставшихся нам в наследство от прошлого.
Огромная ежедневная нагрузка по обслуживанию домашнего хозяйства, по уходу за детьми еще всей тяжестью ложится на женщину.
Детских учреждений у нас еще чрезвычайно мало. Общественные столовые далеко не обслуживают потребностей многосемейной трудящейся женщины. Общественные прачечные являются большой редкостью, а пошивочных и починочных мастерских и совсем нет.
Борьбой с тяжелыми бытовыми условиями еще мало занята наша общественная мысль. Косность и варварские традиции нередко вызывают у мужчин желание помешать женщине принимать участие в общественной жизни. У нас зачастую бывает, что муж - ответственный работник - в день 8-марта выступает с горячим докладом об освобождении женщин, а сам палец о палец не ударит для того, чтобы освободить свою жену от тяжелой, нудной домашней работы.
"Очень немногие мужья, даже из пролетариев, думают о том, как сильно они могут облегчить тяготы и заботы жене или даже совсем снять их с нее, если бы они захотели помочь в "женской работе". Но нет, ведь это противно "нраву и достоинству мужа" (Ленин).
Такие явления, как бюрократизм, антисемитизм, рост сектантства, пьянство, хулиганство, отвратительное отношение к женщине, - все они проистекают из нашей необычайной некультурности и невежества.
Поэтому необходим решительный перелом в культуре труда и быта.
Подтягивание культурного фронта не может итти только по линии тех средств, которыми располагает пролетарское государство для культурного строительства.
Мы должны поднять на борьбу за культуру самодеятельность самих масс, разбудить общественную инициативу, и эта борьба, этот культпоход должны захватить и женские массы.
В советской стране наряду с отживающим старым, уже много ростков и нового быта, новой культуры. Кое-где мысль домашней хозяйки уже начинает биться над вопросами рационализации домашнего труда и быта, над вопросами обобществления этого быта.
В день 8-го марта по инициативе Отдела Работниц ЦК объявляется культурный поход в быт. Объявлена беспощадная война косности, невежеству, грязи, всему тому, что мешает полному освобождению женщины.
Домашние хозяйки должны принять самое активное участие в этом культурном переустройстве быта. Их самодеятельность должна развернуться вокруг кооперативных организаций, вокруг жилтовариществ, вокруг бытовых и культурных учреждений. Эта самодеятельность может принять самые разнообразные формы: общественный контроль над столовой, школой, детскими яслями, садами, налаживание коммунального питания, организация санитарной профилактики, предание общественной гласности явных извращений в быту (битье жен, пьянство, хулиганство) и т. п.
К числу наиболее важных проблем борьбы за новый быт относятся вопросы воспитания детей. При бытовых сдвигах, которые происходят в современной семье, наиболее страдающим элементом являются дети. В настоящее время громадный процент беспризорных составляют дети, ушедшие из семьи от жутких побоев, от пьянства и разлада. Поэтому должна быть развернута большая работа по широкой охране детства в семье.
Нужно всемерно добиваться у жилтовариществ помещения для детских комнат, чтобы дети могли там играть и работать.
К 8 марта профсоюзные и кооперативные центры дали прекрасные директивы своим органам в смысле работы по раскрепощению женщин. Дело самих, женщин проследить, чтобы эти директивы были действительно проведены в жизнь.
В поход на старый быт, обстреливая его со всех сторон, должна подняться и домашняя хозяйка!
За культуру, за новый быт! Все силы на строительство социализма!
Если непоколебима воля масс, эти трудности не страшны.
Е. Шестакова