Одно из самых употребительных слов в арсенале, как первых лиц государства, так и представителей разного рода оппозиции, является слово
коррупция. Казалось бы, каждый знает, что это некое нехорошее явление, связанное с злоупотреблениями управомоченными органами своими обязанностями в личных или в корпоративных целях.
Коррупция это прежде всего социологическое явление связанное с обществом государством и процессом управления. Наше государство- Россия управляется с использованием всего двух принципов:
- принципа распределение ресурсов;
-установлением властных запретов и/ или дозволений на совершение тех или иных значимых действий.
Полезное и нужное, на усмотрение управляющего, дозволяется тем или иным способом, а вредное и разрушительное -запрещается.
Презюмируется, что управляющие лица- государственные чиновники, обладают соответствующей квалификацией, доверием и действуют от имени общества.Так ли это на самом деле? Разберёмся.
Уголовный закон не содержит понятие коррупция, зато содержит
главу 22 преступления в сфере экономической деятельности и
главу 30 - преступления против государственной власти и интересов государственной службы и службы в местных органах самоуправления, где исчерпывающим образом определены все составы преступлений наносящие вред и государству и собственности и частным лицам. Федеральный закон "
о противодействии коррупции" устанавливает определённые требования к госслужащим в части декларирования ими доходов, дополнительной регламентация порядка замещения госдолжностей, но по сути ничего не меняет в принципах отправления чиновниками своих обязанностей.
Обязанности любого чиновника вертикали власти регламентированы должностной инструкцией, которая является приложением регламента соответствующего ведомства, где расписан каждый шаг и действие ответственного лица. Соблюдаешь регламент и инструкцию - хорошо, не соблюдаешь и это установлено- плохо, жди дисциплинарной ответственности, как минимум. Другой вопрос, что не соблюсти регламент надо ещё постараться. Всегда есть возможность в течении установленного срока, от двух недель, до месяца рассмотреть заявление гражданина и отказать ему по какой-нибудь из придуманной чиновником причине, список оснований отказа открытый.
Что касается основной мотивацией чиновника в капитализации своего административного ресурса, то она является реализацией древнего Российского принципа властных взаимоотношений, принципа
кормления . Суверен, высший чиновник назначает на должность низшего с соблюдением некоторой официальной публичной
процедуры, призванной для вида оформить заранее сделанный выбор и заключенные договорённости. Основная задача низшего чиновника - полная лояльность высшему и соблюдение договорённостей в виде выполнения переодических негласных поручений, касающихся службы. За это высший чиновник в оговорённых пределах, закрывает глаза на отдельные нарушения и свои маленькие дела низшего чиновника. Эта система весьма удачно ложится на пестуемый властью повсеместно в СМИ, как прямо, так и косвенно, принципа предприимчивости и эффективности, "хочешь жить, умей вертеться", как основной движущей силы развития и личности и общества. Крутись, будь эффективным, но не попадайся.
Имея достаточно низкое жалование в сравнении со стоимостью решаемых вопросов, мелкий и средний чиновник мотивирован удовлетворить просителя и получить от него свою заранее известную долю, которая передаётся на верх с уплатой ему некоторых комиссионных. Умный чиновник берёт мало, но часто и от проверенных лиц. Глупый много и редко и в результате попадается о чём мы узнаём из ТВ, что является хорошим способом отбора и мотивации других.
Круг основных вопросов, которые решаются таким образом, достаточно широк. Это выдача различных разрешений и согласований в местных разрешительных органах, это регистрация недвижимости, выдача различных документов и т.д. Порядок получения необходимого всегда черезвычейно сложен и запутан, удовлетворить его достаточно сложно неподготовленному человеку, что и приводит к необходимости в услугах.
Что касается деятельности правоохранительных органов, то вышеприведённый принцип работает и тут во всех структурах и случаях. Главное поймать на чём либо и составить материал, который в последствии можно признать составленным ошибочно. Каждый гражданин РФ и свидетель и участник этого процесса.
В структурах распределения бюджетных средств всё значительно сложнее, собственно и суммы больше и ответственность выше, но об этом в следующий раз