Описываемая ситуация и примеры её решения давно искали своего выхода из мыслей "в народ".
Здесь они будут оформлены в виде пары-тройки постов о том, Что Есть и Что Может Быть, если нужные, вдумчивые да правильные люди возьмутся да и сделают вдруг Доброе Дело :)
Сразу скажу, мои последующие предложения - лишь фантазии "на заданную тему", но "сказка - ложь, да в ней намёк", да и зачем мыслям безвестно ютиться в закромах разума - пусть будут обнародованы, глядишь, что-нибудь и пригодится!
Итак, что мы имеем.
Источник панорамы: ankl.su
Станция метро "Дмитровская" имеет лишь один выход в город, путём подземного перехода ведущий на обе стороны Бутырской улицы у её окончания и начала Дмитровского шоссе, возле путепровода Рижского направления МЖД. То есть, выходы в САО (район Савёловский - к трамваю №27, к платформе "Дмитровская") и в СВАО (район Бутырский - к Новодмитровской и Большой Новодмитровской улицам, в сторону пешей доступности улицы Руставели):
Здесь и далее источник карты - yandex.ru/maps
Жилой квартал на чётной стороне Бутырской улицы (равно как и все прочие строения по чётной стороне Бутырки) относится к СВАО, и расположен на окраине индустриального и пост-индустриального пространства, ограничен с двух сторон железными дорогами и территорией хлебозавода №9, с двух других сторон - улицами Бутырской и Новодмитровской.
Таким образом, несмотря на наличие станции метрополитена, остановки общественного транспорта и пешеходных переходов, транспортное, пешеходное и социальное сообщение данного квартала с остальным миром (не побоюсь этих слов) довольно ограничено: поликлиники, детские сады, школы и прочие районные учреждения находятся, я бы сказал, в пешей НЕдоступности.
Рядом с кварталом расположен приобретший широкую известность дизайн-завод "Флакон", а за наземным пешеходным переходом через пути Савёловского направления МЖД - досуговый центр на бывших площадях типографии "Молодая Гвардия". Эти очаги культуры, безусловно, скрашивают социальный отшиб местности. Однако, несмотря на географическую близость к метро "Дмитровская", для многих обывателей путь к ним бывает "тернист" и непонятен (в высшей степени касается досуговых заведений и организаций на базе "Молодой Гвардии") - сказывается и надобность обходить квартал по периметру, и отсутствие необходимой навигации. Жители Бутырского района, чьи дома расположены за железной дорогой от станции метро "Дмитровская" (а также многие пользователи-клиенты досугового центра, пунктов самовывоза на улице Складочной и пр.) добираются от/до станции метрополитена не окольными путями - через Руставели или Новодмитровскую, а кратчайшей "народной тропой" вдоль неприглядных гаражей да заборов, через опасный переход Савёловского хода МЖД под железнодорожным мостом Рижского направления:
Возле "Молодой Гвардии" возводится перспективный квартал офисов и апартаментов, МФК "Савёловский Сити". В планах - не только строительство шести небоскрёбов, но и обустройство окружающей инфраструктуры, включая пешеходно-транспортную сеть. Тут, как говорится, "поживём - увидим", на данный момент четыре высотки уже построены (или почти построены), с дорожной сетью же дела выглядят куда скуднее.
Хлебозавод №9.
Ещё года два тому назад основные мощности завода работали по прямому назначению; в старом магазине и в палатке при заводе можно было купить свежий хлеб, на сам завод водились школьные экскурсии. Главный корпус, выстроенный в 1933 году по проекту инженера Г.П. Марсакова, является ярким образцом промышленного конструктивизма и одним из немногих сохранившихся до наших дней примером идеи кольцевого конвейера по выпечке хлеба. В последние годы завод претерпел сначала реконструкцию с заменой оборудования, затем завод был приватизирован,.. погряз в долгах и обанкротился, в октябре прошлого года поменял хозяина, и производство хлеба остановилось. Недавно в пристройке Главного корпуса что-то горело, а в апреле нынешнего года один из корпусов (высокое кирпичное здание-коробку) начали бесцеремонно освобождать от внутренностей. То есть, на текущий момент завода как бы не существует, существует "труп" и огороженная территория вокруг, а что задумано на его месте - видимо, благоприятная тема для домыслов и/или "секретных" планов московского правительства.
Отдельно о территории вокруг хлебозавода.
В своё время - вполне исторически - за хлебозаводом зачислилась вся территория, ограниченная линиями МЖД, Новодмитровской улицей и жилым кварталом домов на Бутырской улице.
На большом пустом пространстве рядом с пересечением железных дорог в 80-е (или в начале 90-х) начали возводить долгострой-недострой, призванный стать булочно-сахарным цехом, да так и забросили это дело. С тех пор сооружение никогда не использовалось под прямые нужды хлебозавода - ветшало, обрастало мхом и, по-видимому, сдавалось внаём под совершенно различные цели совершенно различным лицам.
Последние два или три года недострой и территория вокруг него (всё за тем же общезаводским забором) используется авторазвалом "Вольво" - всё превратилось в склад-свалку:
Возле "недостроя" также устроена стоянка спецтехники - мусоровозов, тракторов, поливальных и уборочных машин. Дело неплохое, но тоже довольно дико обставленное - проезды не благоустроены, техника тупо стоит под открытым небом:
Итого: ограничивающий огромную территорию непроглядный забор, за которым чёрте что, и из-за которого доносятся порою громкая музыка и лязганье спецтехники, в любое время дня и ночи снующей по местным ухабам... К слову, корпус-недострой не числится отдельным объектом на официальной кадастровой карте Росреестра!
Ну и, наконец, немного о ситуации на земле Северного округа. Билетные кассы платформы "Дмитровская" расположены только на стороне "в область", "в центр" нет даже автоматов по продаже билетов. Дальняя лестница на платформу "в область" закрыта. Наличествуют неиспользуемые (или, как по мне, странно используемые) земельно-материальные пространства возле трамвайного кольца "метро Дмитровская" - недавно обнажившийся пустырь (ранее был обнесён забором), оставшийся ещё со времён строительства Серпуховско-Тимирязевской линии метрополитена, и недостроенный многоуровневый гараж у перекрёстка Дмитровского проезда и улицы Костякова.
* * *
Вот такой вот багаж вопросов-задач-проблем видится мне в отдельно взятом московском местечке.
...Вдохновлённый деятельностью "Городских Проектов" и примерами различных подвижек по благоустройству Любимого Города, я решил пофантазировать и попредлагать "во Вселенную" по данному Вопросу. О предложениях и прочих подробностях постараюсь рассказать в следующем посте.
UPD:
Продолжение №1