В нашем
предыдущем сообщении мы писали о щедром даре, который сделали братья Константин и Владимир Ходаковские всем любителям творчества С. М. Прокудина-Горского, передав для публикации почти 500 реставраций великолепного качества.
Знакомство с их работой открывает для нас не только безупречный профессионализм, но и виртуозность, граничащую с настоящим чудом! Мы привыкли уже называть чудом прокудинские цветные фотографии столетней давности, теперь нашлись люди, которые сумели преодолеть их единственный крупный изъян - расслоение движущихся объектов как следствие продолжительной (тройной) экспозиции.
Эта т.н. "шевеленка" была единственным препятствием, которое мешала воспринимать далёкое прошлое как абсолютную реальность, увиденную собственными глазами. И это препятствие во многих случаях казалось уже неустранимым.
Однако мастерство и упорство творят действительно чудеса! Братья Константин и Владимир заставили "замереть" многотысячную толпу на Соборной площади Белгорода во время торжеств прославления Святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 года:
Высокое разрешение Вот более крупный фрагмент:
Высокое разрешение А вот отреставрированный братьями снимок целиком:
Высокое разрешение Другая "замершая" массовка - строительство моста через Тобол в 1912 г.:
Высокое разрешение Снимок целиком:
Теперь посмотрим работу с крупными планами. Как известно, маленькие дети весьма непоседливы, и не очень прислушивались к просьбам фотографа "замереть на три секундочки".
Довольно известное фото группы детей в Белозерске после реставрации Ходаковских:
Высокое разрешение Реставрация целиком:
Высокое разрешение Ещё более впечатляет сведение на снимке "Монумент в память открытия Онежского канала" шутрого паренька, который просто пробежал перед камерой во время экспозиции:
Реставрация целиком:
Сведение группы отдыхающих у Евгеньевского источника в Боржоме:
Высокое разрешение Реставрация снимка целиком:
Высокое разрешение Сведение члена экипажа парохода М.П.С. "Шексна", 1909 г.:
Реставрация целиком:
Это далеко не полный список примеров ювелирной работы братьев Константина и Владимира.
Большинство реставраторов не берутся за это, ибо слишком сложно и затратно по времени. Некоторые принципиально считают, что такие артефакты ("шевеленка") являются неотъемлемой частью авторского изображения и их нельзя трогать.
Конечно, в этих расслоениях движущихся людей, облаков и ветвей на прокудинских снимках есть определённая "изюминка", динамизм, иногда даже какой-то особый шарм. Но сам-то Прокудин-Горский стремился, чтобы всего этого не было и в конце концов построил камеру для одномоментной цветной съемки (к сожалению, слишком поздно, в 1922 г.).
Поэтому наряду с "аутентичными" реставрациями обязательно должны быть такие виртуозные работы, в которых по-настоящему будет воплощаться мечта мастера о застывшей реальности "в натуральных красках".