Весной-летом 1906 года Прокудин-Горский много путешествовал по Европе, одним из результатов этих поездок стало появление серии первых цветных фотографий Италии. Когда и что именно он снимал, мы до сих пор точно не знаем, в нашем распоряжении есть всего три факта. 27-28 апреля он участвовал в работе секции фотохимии и фотографии конгресса по прикладной химии в Риме. Этюд "Венеция" опубликован в декабрьском номере журнала "Фотограф-любитель" за 1906 г. с пометкой "снято в июле". Этюд "Католический монастырь" опубликован в том же журнале в 1908 г. с пометкой "близ Флоренции, август".
За исключением Венеции и Капри, почти все снимки носят этюдный характер.
В Милане все известные фото сделаны в одном месте - на крыше знаменитого готического собора. Город можно разглядеть немного лишь на этом фрагменте:
Почему Прокудину-Горскому не удалось запечатлеть в Италии наиболее интересные и красивые виды, читатель узнает из этого поста.
Вот целиком снимок, из которого был приведён выше фрагмент (реставрация Duffy's tavern):
Оригинальное разрешение Вид крыши по оси Миланского собора:
Есть ещё несколько этюдов, сделанных на той же крыше. Почему Прокудин-Горский не мог сделать классические виды Милана с городских улиц и площадей? Ответ на этот вопрос он дал сам в редакционной статье журнала "Фотограф-любитель" за июнь 1906 г.
Читать это крайне занимательно:
"Теперь я имею ещё поговорить об одном обстоятельстве, заслуживающем внимания и хотя непосредственно не относящемся к конгрессу, но которое должно было быть им предусмотрено. Это вопрос о фотографировали в Италии вообще и в Риме, где происходил конгресс, в частности.
Фотографирование в Италии в местах, заслуживающих действительного интереса, совершенно не допускается, а на улицах допускается фотографирование только малыми ручными камерами. Весьма понятно, что на конгресс, одна из секций которого посвящена фотохимии и фотографии, съехались лица, интересовавшиеся помимо конгресса и возможности заняться фотографированием одной из красивейших местностей земного шара, а равно и тех древних памятников, которыми так богата Италия. Вот тут то и произошло недоразумение, ибо совершенно не знали о запрещении фотографировать. У одного из членов конгресса вышло неприятное столкновение с властями и он возбудил этот вопрос на секции; секция нашла его недовольство совершенно правильным, ибо ничего подобного во всей Европе не существует. Фотографирование разрешено всюду, при условии, конечно, чтобы работа не мешала движению экипажей, если она происходит на улице. В Италии вопрос стоит несколько иначе. Все сколько нибудь интересное сдано, так сказать, в аренду и эксплоатируется продажей фотографии приезжающим иностранцам. Быть может это очень выгодное предприятие и государству есть интерес защищать подобную монополии, но во всяком случай следовало бы позаботиться об исключении для членов специалистов в области фотографии, которым на этот предмет могли бы быть выданы особые билеты. Конечно, защита монополии фотографирования имеет некоторый смысл в том отношении, что с маленького снимка представляется много хлопот для достижения тех же результатов, которые получаются при фотографировали непосредственно в большом размере со стативной камерой, но это касается уличных снимков, а в таких напр. местах, как раскопки Помпеи и т. п. фотографирование никакими .камерами не допускается. Это очень обидно уже потому, что продаваемые фотографии всегда сняты с стереотипной точки зрения и в большинстве случаев далеко не с наиболее интересной. Другой вопрос, есть ли основания к защите подобной монополии государством; ибо защищаемые предметы не составляют ни частной собственности, ни есть произведение какого либо данного лица, а представляют общегосударственную собственность, между тем, запрещение распространяется не только на иностранцев, а и на итальянцев.
Никаких фискальных целей, кроме выгоды, очевидно не преследуется, ибо уличные снимки разрешено свободно делать каждому ручными аппаратами, да, правду сказать, в настоящее время при развитии фотографической техники абсолютное запрещение фотографирования не более как кукольная комедия, ибо какие бы строгости не применялись, снять фотографию всегда возможно, если это желательно, а при существующих объективах можно получить превосходное увеличенное изображение, даже с очень маленького снимка.".
Вероятно, именно по изложенным обстоятельствам в коллекции Прокудина-Горского неизвестно ни одного римского снимка. Кстати, снимок Помпеев есть, но он не сохранился в цвете, к сожалению.
По всей видимости, строгие правила о запрете уличной съемки не действовали тогда в Венеции, поскольку именно там Прокудин-Горский сделал довольно много видовых снимков. Мы можем судить о них, однако, только по черно-белым контрольным отпечаткам. Уцелел лишь один негатив с видом собора Сан-Марко:
Оригинальное разрешениеКажется, за последние 100 лет этот древний собор не сильно изменился.
Ещё один вид уголка Венеции дошёл до нас в цвете благодаря авторской репродукции в журнале "Фотограф-любитель":
Один из самых красивых и интересных снимков из итальянской серии Прокудина-Горского - вид городка Марина-Гранде на курортном островке Капри близ Неаполя (реставрация Duffy's tavern):
Оригинальное разрешение В верхней части видна вилла Максима Горького:
Кстати, он обосновался на Капри (в первый раз) именно в 1906 г.
К этюдным работам относится "Католический монастырь" близ Флоренции:
Монахи крупным планом:
Как удалось установить одному энтузиасту из Эстонии (Juri T.), это монастырь Св. Франциска во Фьезоле, небольшом городке, который действительно находится недалеко от Флоренции.
Вот как он
выглядит в наши дни:
Тот же эстонский энтузиаст является автором, пожалуй, самой гениальной идентификации за всю историю исследования творчества Прокудина-Горского.
Отпечаток этого снимка был вклее в контрольном альбоме "Кавказ" без всякой авторской подписи. В своё время сотрудники Библиотеки Конгресса присвоили ему название согласно подписи к соседнему снимку - "Мечеть во Владикавказе", хотя вид обширного озера или морского залива в арке не давал к подобной экстраполяции никаких оснований:
Казалось бы, не зная страны съемки, опознать этот вид было делом абсолютно безнадёжным, тем более, через столетие, когда многие дома исчезли без следа. Лично я потратил много часов, пытаясь найти эту арку на старинных снимках острова Капри.
Каким-то совершенно невероятным чудом Juri T. сумел найти песчинку на дне океана, т.е. место место съемки. Оказалось, что это галерея отеля "Италия" в маленьком курортном городке Мальчезине на озере Гарда (север Италии), о посещении которого Прокудиным-Горским прежде не было известно.
Эту арку он опознал на картине художника Густава Климта 1913 года:
В наше время это выглядит так:
Если бы Прокудин-Горский направил свою камеру в соседнюю арку той же таррасы, то опознать снимок было бы немного легче:
Однако на этом загадки итальянской серии Прокудина-Горского на заканчиваются.
Есть, например, этюд с мальчиком из с поздней авторской подписью "На острове Капри":
Про этот снимок можно сказать только, что это точно не остров Капри и вообще он сделан в холодный сезон. Но нельзя исключать, что это было снято где-то на севере Италии.
Также имеется великолепный портрет дамы с подписью "В Италии":
Оригинальное разрешение Кто на снимке и какая это в действительности страна, мы пока не смогли установить. Может быть, и вправду Италия.
P.S. Огромное спасибо всем, кто откликнулся на нашу просьбу о перепосте предыдущего сообщения (
Самая большая база восстановленных снимков Прокудина-Горского).