Прокудин-Горский о фотографических школах во Франции, России и Германии.

Mar 16, 2016 17:14



Сегодня у нас очередное обращение Прокудина-Горского к своим читателям.

"Фотограф-любитель" №4, 1906

В колонке редактора речь идет о фотографических школах во Франции, России и Германии.
Один момент привлёк особое внимание:
Года три тому назад мне довелось осматривать одну женскую фотографическую школу в Берлине и одна из учениц любезно предложила снять с меня несколько фотографий в различных освещениях. Потом эти портреты были высланы мне в Россию. Сделаны они пигментным способом. Весьма понятное чувство не позволяет мне дать эти портреты на страницах журнала, да и в воспроизведении это будет уже не то, но когда мне приходилось их показать людям, хорошо знающих фотографическое дело, то они были в восторге, а мне было совестно, что ученица в Германии делает с легкостью то, о чем не могут мечтать многие наши специалисты.

Колонка редактора










Спасибо нашему читателю Борису Третьякову за набор текста:

"Недавно Davanne с горечью указывал в своей речи, произнесенной по случаю 50-летнего юбилея Французского Фотогроафического Общества, что Франция не имеет Высшего училища, подобного Венскому Графическому Институту и что французы принуждены отправляться за-границу, именно в Вену или Берлин, за высшим графическим и фотографическим образованием и за-границей же покупать оптические приборы, автотипные сетки, типографские машины и т. п.
            Я вполне понимаю грусть французского ученого. Франция, колыбель фотографии, страна, считающая себя высоко культурной, и вдруг не имеет высшей фотографической школы? Французу приходится ехать учиться у немцев фотографии, покупать немецкие приборы и т.д. С приборами еще можно было-бы примириться, но учиться следовало бы немцам у французов, а не наоборот. Действительно, есть от чего загрустить.
            Для нас это не так обидно и мы со спокойной совестью ездим к немцам за наукой, и правду сказать, у них есть чему и поучиться.
            В детальности разработки того или другого научного вопроса, кажется, ни одна нация не может поспорить с немцами, а за последнее время мы видим среди них довольно большое число выдающихся по талантливости ученых в области, как практической, так и научной фотографии и фототехники.
            Есть однако и печальная сторона в этой необходимости ехать учиться в Германию для нас русских, состоящая в том, что далеко не каждый может ехать туда, ибо это сопряжено с большой затратой денег, времени и для очень многих затрудняется незнанием немецкого языка, хотя последнее и преодолимо при желании выучиться.
            С другой стороны мечтания о высшей школе фотографии и графических искусств были бы довольно наивны при отсутствии каких либо школ в этой области. Я не достаточно хорошо знаю все средние и низшие школы Франции по фотографии и фототехнике, но думаю, что их достаточно, если Davanne грустит об отсутствии высших, но я очень хорошо знаю, что у нас в России нет никаких, в данное время по крайней мере.
            Восемь лет тому назад мною были открыты в Петербурге первые в России курсы по фотографии и фототехнике, но, просуществовав два года, были закрыты мною же за невозможностью обставить дело так, как следует для получения работающими солидных практических познаний, что требует очень больших затрат на приборы и машины. Лица, окончившие общий курс фотографии, естественно желают специализироваться в том или другом направлении в зависимости от рода их занятий, а такая специализация зиждется главным образом на практических работах, для которых нужны в большинстве случаев специальные и ценные приборы.
            Всякий, занимающийся обычной фотографией, хорошо знает, во что обходятся эти занятия, что же говорить об учебном деле, где должны быть разнообразные отрасли по этому искусству. Мне кажется, что устройство такой школы никогда не будет под силу одному лицу, даже с хорошими средствами. Доказательством могут служить, как школа в Германии, так и школа в Австрии в Вене, которые обе сильно субсидируются правительством, а последняя кажется целиком на нем и лежит.
            Обстановка даже обычной фотографической школы без фототехники обойдется в несколько десятков тысяч, если желательно дать хорошее теоретическое и практическое образование, а про фототехнику и говорить нечего.
            Была еще попытка устройства фотографической школы в Риге, но чем она окончилась - не знаю, хотя думаю, что тоже неудачей.
            Помимо денежной стороны у нас есть и еще очень существенное затруднение, состоящее в том, что наши учащиеся с приобретением познаний неразрывно связывают те или иные преимущества, или в смысле служебном, совершенно не касающемся этих познаний, или в смысле уменьшения срока отбывания воинской повинности.
            Я говорю это не голословно, а по собственному опыту. Когда курсы были открыты, кроме публики, поступившей на них из личного интереса к этому делу, или ради времяпрепровождения, стали являться, хотя и в небольшом сравнительно числе, лица, готовые посвятить себя изучению фотографии и фототехники для применения потом этих искусств в практической жизни. Но всегда тормозом являлось отсутствие получения прерогатив по окончанию курса, а таковых курсы, кроме прерогативы знания, не давали.
            Кроме моих курсов и курсов в Риге, были еще ранее устроены курсы при Императорском Техническом Обществе в Петербурге, но равным образом попытка осталась попыткой и дальнейшего успеха не имела.
            Теперь является вопрос, нужна ли вообще в России школа по фотографии и фототехнике и будет ли какой нибудь спрос на лиц ее оканчивающих.
            На это можно сказать, что уже в настоящее время имеется довольно много отраслей техники и промышленности, в которых есть постоянные фотографы. С другой стороны есть много научных работ, безусловно требующих введения фотографии и надо удивляться, как до сих пор на это не обращено никакого внимания. Графическое дело в России находится в самом зародышном состоянии, но с повышением грамотности и тут необходимы знающие мастера, которые, если и есть сейчас у нас, то за редким исключением - иностранцы и преимущественно немцы. Рисунок стал необходимым спутником почти каждой книги, издаваемой в Европе, у нас в этом отношении тоже замечается за несколько последних лет большой прогресс, но цена еще очень высока и большим фактором в этом является отсутствие школы.
            Все те отрасли знания, в которых в данное время у нас применяется фотография имеют фотографов, но это почти все самоучки и часто весьма плохого качества. Помимо только одного запечатлевания в большинстве случаев фотографируют для дальнейшего воспроизведения путем печати, и тут особенно ярко выступает невежество фотографирующих. Через мои, напр., руки прошли тысячи фотографий, но процент таких, которые не потребовали бы того или иного ухищрения при изготовлении клише для печати, крайне незначителен.
            Можно обходиться и без многого и более необходимого, а без знания фотографии и фототехники и подавно, но этом ли задача?
            Мне кажется, что если это искусство не поставлено у нас на прочную научно-практическую почву, то это следует сделать возможно скоро. Быть может было бы возможно ввести эту отрасль при специальных учебных заведениях, но не как какое то ненужное и никому не обязательное развлечение, а как обязательный предмет. Что касается фототехники, то тут потребно уже устройство специального учреждения. Доживем вероятно и до этого, а пока хоть что нибудь сделать.
            Кто же будет учить? Кое кто у нас найдется из своих даже, не бывших в немецкой школе, а в очень скором времени поедут учиться и кончать школы, хотя бы и в Германии, раз будет известно, что познания встречают приложение. Я думаю, что введение фотографии в наших средних и высших технических школах как обязательного предмета - путь наиболее рациональный, вызывающий наименьшее количество расходов.
            Кое где изучение фотографии и сейчас в тихомолку гнездится, но дело поставлено так, что досадно смотреть.
            Года три тому назад мне довелось осматривать одну женскую фотографическую школу в Берлине и одна из учениц любезно предложила снять с меня несколько фотографий в различных освещениях. Потом эти портреты были высланы в Россию. Сделаны они пигментным способом. Весьма понятное чувство не позволяет мне дать эти портреты на страницах журнала, да и в воспроизведении это будет уже не то, но когда мне приходилось их показывать людям, хорошо знающим фотографическое дело, то они были в восторге, а мне было совестно, что ученица из Германии делает с легкостью то, о чем не могут мечтать многие наши специалисты.
            Ученица была талантливая - это верно, но талант талантом, а школа школой и без школы никакой талант не заблестит всей своей яркостью.
            Литература фотографии и фототехники так солидна и обширна, в ней участвуют такие выдающиеся силы старого и нового света, что обе эти отрасли заслуживают большего внимания, чем то, которое мы им уделяем.
            Заканчивая эту заметку могу пожелать, чтобы все высказанное не осталось «гласом вопиющего в пустыне».
С. Прокудин-Горский"

Набрал Третьяков Б.А.

Документы Прокудина-Горского, Фотограф-любитель, Сочинения Прокудина-Горского

Previous post Next post
Up