Первое обращение Прокудина-Горского к читателям, 1906

Mar 06, 2016 23:58

Что-то наша работа по набору статей Прокудина-Горского немного застопорилась в последние дни.
Сегодня хотел бы обратить внимание на самое первое обращение мастера к читателям журнала "Фотограф-любитель" в №1 за 1906 год.
Сергей Михайлович принял пост редактора в очень непростое до страны время - самый разгар Первой русской революции, которая на к концу 1905 года начала местами принимать форму гражданской войны. В Москве артиллерийским огнём разрушены целые кварталы в ходе подавления Декабрьского восстания. Всюду забастовки, митинги, теракты, крестьянские волнения и прочие беспорядки. А тут, посреди всего этого хаоса, человек собрался повышать уровень фотолюбителей.
Но Прокудин-Горский явно не согласен с тезисом "когда грохочут пушки, музы молчат" и он начинает своё объяснение с читателями следующими словами:
Переживаемое всеми нами время захватывает такие существенные интересы каждого живущего в России человека, что может показаться странным как возможно при данных условиях интересоваться чем бы то ни было вне политического и общественно-экономического движения.










Следующий момент. Очень похоже на телепередачу «Контрольная закупка». Прокудин-Горский создал испытательную лабораторию по тестированию новых фотографических товаров:

Устраивая лабораторию для испытания реактивов и приборов, появляющихся на рынке, я совершенно не имел в виду нанести этим кому-либо ущерб. Напротив, я хочу придти на помощь, как потребителям, так равно и продавцам.

Далее Сергей Михайлович пишет о цветной фотографии. О том, что в обществе возник повышенный интерес к его сообщениям о цветной фотографии, и он намерен публиковать в каждом номере журнала свое пособие по цветной фотографии. Начало этой книги есть уже в первом номере журнала. Также, в каждом номере публикуется цветная фотография.

Интересно высказывание о людях, готовящих номера к публикациям - о наборщиках. Нам, живущим в эпоху компьютеров, уже подзабылась эта профессия:

При присылке статей прошу обратить внимание на внешнюю чистоту и разборчивость рукописи. Дело в том, что наборщики, набирающие рукописи для печати получают заработок с того количества букв, которое они успевают набрать в рабочий день и следовательно этот заработок находится в непосредственной связи с четкостью и ясностью написанного. Надо думать, что сознательно никто не захочет сократить их заработок.

И, в заключении, о названии журнала:

Журнал носит название «Фотограф-любитель». Мне кажется однако, что пора оставить это деление на любителей и специалистов, ибо в настоящее время из числа так называемых любителей найдется не мало лиц, ушедших далеко вперед по сравнению с множеством профессиональных фотографов, у нас в России в особенности. С другой стороны интересы профессиональных фотографов вполне могут найти отклик на страницах журнала. Тем не менее из уважения к 16-ти-летнему существованию журнала оставим его старое наименование.

Полный текст обращения любезно набрал наш читатель Дмитрий (dim0n):

"Переживаемое всеми нами время захватывает такие существенные интересы каждого живущего в России человека, что может показаться странным, как возможно при данных условиях интересоваться чем бы то ни было вне политического и общественно-экономического движения.
Как мыслимо, например, теперь взять в руки какой-нибудь технический журнал и со вниманием предаться его чтению?
Мне кажется, что подобный взгляд не будет правильным, как бы не были важны текущие события, как бы остры они не были.
Нервная система человека не может реагировать на одно и то же явление с одинаковой силой в течение очень долгого промежутка времени, ей необходим некоторый отдых. Не будет отдыха, наступит переутомление и никакая дальнейшая реакция будет невозможна.
Искусство в данном случае окажет существенную услугу утомившимся нервам. Искусство есть именно то лекарство, которое наиболее подходит в данном случае. Это не есть что-либо обязательное и утомительное. Оно по стольку обязательно, по скольку сам человек захочет ему предаться, иначе это не будет искусством, а перейдёт уже в ремесло.
Говорят, музыка успокаивает нервы и это правда, ибо доказано вековым опытом, но для этого надо, чтобы человек любил музыку. Есть люди, не любящие музыки, но страстно увлекающиеся напр. фотографией. Эти люди часто из ничтожного бюджета тратят на неё довольно большие деньги и, не взирая ни на жар, ни на холод, обременённые тяжестью приборов, предаются своему любимому занятию, не имея в виду извлечь из него какую либо материальную выгоду.
С этой точки зрения, мне думается, искусство, в чём бы оно ни выразилось, может принести только пользу в переживаемое время высокого нервного напряжения.
Помимо всех вышеизложенных соображений должно помнить, что жизнь и все её проявления идут своим чередом во всём мире, от которого и мы не должны отставать, а следовательно необходимо следить за всем совершающимся и в нашем фотографическом деле. Это вторая и очень существенная причина, почему журнал, как часы, должен регулярно выполнять свою функцию, ибо упущенное время не навёрстывается.
Теперь я намерен более детально ознакомить читателей с теми нововведениями, которые будут сделаны мною в журнале сверх его обычной программы.
В №11 журнала за 1905 год, обрисовывая до некоторой степени свою будущую программу, я упомянул о том, что помимо фотографии обращу внимание и на фототехнику. Нужно ли это и что такое фототехника? Да, это не только нужно, но и положительно необходимо. В журналах иногда проскальзывают статьи, напр. упрощённая фототипия, фотоколлография и т.п. Что это такое, как не фототехника? Окрашивание в растворах и склеивание цветных плёнок - та же фототехника.
В настоящее время, когда чистая фотография, т.е. получение негатива, достигла громадного совершенства, следует немножко подумать о том, что делать с этими отличными негативами, не ограничиваясь одним копированием их на всевозможные сорта бумаги. Сталкиваясь по необходимости с очень большим числом, как любителей, так и специалистов, я успел заметить этот начинающийся поворот интереса к фототехнике и потому-то в намеченной программе нахожу нужным обратить на неё внимание читателей.
Устраивая лабораторию для испытания реактивов и приборов, появляющихся на рынке, я совершенно не имел в виду нанести этим кому-либо ущерб. Напротив, я хочу прийти на помощь, как потребителям, так и равно продавцам.
Фотографическая промышленность России развилась за последнее время в очень значительной степени и надо отдать справедливость, делает со своей стороны всё возможное, чтобы удовлетворить требования. Редкий магазин Европы имеет всё то, что можно найти в нашем русском фотографическом магазине. Причиной этого является малое развитие специализации, сравнительно с Европой, а это служит одним из серьёзных факторов трудности ведения коммерческого дела. Передовой торговый дом в России, поставленный в необходимость иметь всё, что только появляется на рынке Европы, совершенно не может отнестись критически к получаемым реактивам и приборам, ибо для этого нет времени, а часто нет и специальных знаний.
Конечно, нет возможности и необходимости дать в журнале отчёт буквально обо всём, что появляется на рынке, но это будет сделано по отношению к реактивам и приборам, заслуживающим внимания и представляющим какой-либо практический интерес.
При подобной постановке дела, мне думается, выигрывают обе стороны. Читатель знакомится со свойствами всего выдающегося и появляющегося в данное время, а продавец может критически отнестись к массе делаемых предложений.
Чрезвычайный интерес, высказанный обществом к моим сообщениям по фотографии в натуральных цветах, и вместе с тем множество обращённых по этому предмету вопросов, убедили меня в том, что наступило время ознакомить фотографическую публику с различными способами получения цветных многокрасочных изображений, почему я и начал писать руководство по этому вопросу ещё в прошлом году, не предвидя совершенно возможности издания журнала. Руководство должно было выйти отдельным изданием. В настоящее время я изменяю своё намерение, и руководство будет печататься в журнале, ибо таким путём оно непосредственно попадёт в те руки, для которых предназначалось.
Как уже я сообщал, в каждом № журнала будет дано художественно выполненное приложение в красках, воспроизведённое с негативов, снятых мною непосредственно с натуры. Цель этого - ещё более заинтересовать читателей этой областью фотографии и дать образцы к печатаемому руководству.
Помимо цветных изображений в журнале будут появляться и однотонные воспроизведения с обычных фотографических снимков, если они представляют какой-либо интерес со стороны художественной или технической. Для успешного выполнения этой последней задачи я обращаюсь ко всем лицам, интересующимся нашим искусством с просьбой присылать в редакцию те из работ, которые по их мнению особенно интересны, указывая надписью карандашом на обороте копии, какая именно цель преследовалась в данной работе.
Помещение присылаемых копий конечно не может быть обязательным для редакции и она сама уже возьмёт то, что заслуживает особого интереса, но с другой стороны и те копии, которые почему либо не будут помещены в журнале, окажут существенную помощь, как читателям, так и редакции. Редакция, руководствуясь получаемыми результатами, будет знать, на что именно ей следует обращать внимание при составлении журнала, а читатели будут выигрывать, совершенствуясь согласно даваемым в журнале указаниям.  При всём добром желании подобное дело не под силу одному лицу и только общее сочувствие такому начинанию может дать ему жизнь.
Мне хорошо известно, что у нас в России есть довольно много лиц, очень серьёзно занимающихся фотографией и фототехникой, работы которых никогда не появляются в печати и остаются таким образом неизвестными. Я обращаюсь с усерднейшей просьбой к таким лицам помочь мне создать русский фотографический журнал, в котором можно было бы найти оригинальные работы, сделанные в России. Возможно, что в начале это пойдёт тихо, но постепенно может возникнуть полемика по тому или иному вопросу, которая вызовет критику и создаст благодаря ей новые работы.
Иногда незначительная по размеру, но оригинальная работа, может иметь большую ценность и потому излишняя скромность, довольно часто встречающаяся у работающих русских людей, принесёт один вред. Мне думается, что если бы и не оказалось так много лиц, могущих мне помочь в моём начинании, то во всяком случае те, которые могут сделать это, хотя бы и в небольшом сравнительно кружке, вызовут к работе многих других.
Итак, прошу, не стесняясь кажущеюся незначительностью работы, сообщать её редакции, которая, в случае истинного интереса, представляемого статьёй, поместит её для всеобщего сведения, а если бы это оказалось невозможным по чисто техническим соображениям, даст ответ в почтовом ящике за № подписчика или под начальными буквами.
При присылке статей прошу обратить внимание на внешнюю чистоту и разборчивость рукописи. Дело в том, что наборщики, набирающие рукописи для печати, получают заработок с того количества букв, которое они успевают набрать в рабочий день и следовательно этот заработок находится в непосредственной связи с чёткостью и ясностью написанного. Надо думать, что сознательно никто не захочет сократить их заработок.
Журнал носит название «Фотограф-любитель». Мне кажется однако, что пора остановить это деление на любителей и специалистов, ибо в настоящее время из числа так называемых любителей найдётся немало лиц, ушедших далеко вперёд по сравнению с множеством профессиональных фотографов, у нас в России в особенности. С другой стороны интересы профессиональных фотографов вполне могут найти отклик на страницах журнала. Тем не менее из уважения к 16-тилетнему существованию журнала оставим его старое наименование.
Небольшое отступление от бывшего формата издания не имеет значения для количества текста и вызвано тем обстоятельством, что, давая художественные приложения не специальной бумаге, приходится придерживаться имеющегося в продаже формата этой бумаги.
С. Прокудин-Горский."

Документы Прокудина-Горского, Фотограф-любитель, Сочинения Прокудина-Горского

Previous post Next post
Up