Застывшие во времени: заброшенная с 1974 года таможенная автостоянка в буферной зоне (Кипр)

Feb 28, 2013 13:11

Не вдаваясь в детали трагических событий 1974 года, связанных с оккупацией Турцией северной части острова, нельзя не признать, что благодаря им (событиям) мы можем перенестись в прошлое, словно на машине времени. Дело в том, что по сей день между двумя частями Кипра тянется нейтральная [буферная] зона, контролируемая контингентом ООН. Данная зона вытянулась на полторы сотни километров через весь остров и имеет в ширину от одного до пяти километров. Внутри буферной зоны несколько десятков брошенных селений, бывшая промзона Никосии и даже заросший деревьями международный аэропорт. Формально, ни одна из конфликтующих сторон не имеет доступ в буферную зону и наблюдатели ООН бдительно следят за соблюдением перемирия между греками и турками. Самый яркий пример подобной зоны - мёртвый город Вароша. В последнее десятилетие режим контроля был существенно ослаблен и местные фермеры получили доступ к части буферной зоны, однако, для туристов эти районы по-прежнему остаются недоступными. Гипотетически, если задолго заранее попытаться получить соответствующее разрешение у UNFICYP, то при изрядной вашей напористости, изящной попытки выдать себя за общественного деятеля и известного журналиста и после месяцев ожидания, есть шанс получить пермит на посещение буферных зон. С сопровождением представителей ООН, разумеется, примерно как это сделал Зяльт в посте " Заброшенный аэропорт Никосии". Но мы не стали париться насчет получения пермитов, тем более, что поездка на Кипр была спонтанной и времени на переписку с пресс-службой UNFICYP не оставалось. Поэтому, проигнорировав все формальные правила, мы рванули в буферную зону на свой страх и риск.



Надо сказать, что технически попасть в закрытую зону не так уж и сложно, ведь не могут наблюдатели ООН поcтавить по жандарму возле каждого куста. По-большей части вдоль границы буферной зоны тянется ржавый и местами дырявый забор, установленный еще в 70-ых годах. Примерно через каждые пару-тройку километров встречаются обзорные вышки наблюдателей, причем большая часть из них пустуют, внутри нет ни одной живой души. По-большому счету, лишь турецкая армия всерьез охраняет северную часть буферной зоны, считая ее официальной границей республики Северный Кипр. Вот туда соваться не следует однозначно, турки чрезвычайно бдительны, они вооружены и они в игры не играют - могут легко вас подстрелить. Что касается войск ООН и греков - это тотальный пофигизм, вызванный тем, что греки не считают Северный Кипр отдельным государством и принципиально почти не контролируют границу с ним. Примерно, как Молдова упорно закрывает глаза на наличие ПМР и если вы едете из Одессы в Кишинев через Тирасполь, то даже не встретите молдавских пограничников. Вот же раздолье для разного рода нелегалов и для наркотраффика!

Посещение буферной зоны выглядит следующим образом: вы едете по одной из второстепенных автодорог, тянущихся вдоль буферной зоны. В какой-то момент будут встречаться съезды на боковые дороги (с остатками асфальта), рядом с которыми будут знаки и предупреждающие щитки "Закрытая военная зона", "Остановка и фотографирование запрещены" и прочее. Иногда своротки будут забаррикадированы бетонными блоками, а иногда нет. Честно говоря, мы искали вовсе не автомобили, а такую же заброшенную спутниковую станцию, которую я когда-то нашел на Google.Earth, но мы ее так и не нашли (скорее всего, гугловские фотографии были сняты достаточно давно и объект демонтировали). Зато, плутая внутри буферной зоны и в любой момент ожидая неприятностей с наблюдателями ООН и кипрской полицией, мы неожиданно наткнулись на самую натуральную стоянку автомобилей на территории заброшенной таможни. Сам комплекс зданий большей частью разрушен, да и аккурат за ним виднелась очередная вышка наблюдателей ООН и мы не хотели сильно "светиться". Посему, здание и небольшая апельсиновая роща послужили нам укрытием, пока мы лазили по стоянке и рассматривали старые автомобили, которым так и не суждено было пройти растоможку.

Здесь совершенно точно не раз ступала нога человека, скорее всего тех самых кипрских фермеров, у которых есть необходимые пермиты для посещений буферной зоны. Во-первых вполне ухоженные апельсиновые рощи, во-вторых среди десятков брошенных домов парочка были явно обжиты, в третьих несколько машин готовили к транспортировке за пределы зоны, судя по стоявшему там вполне современному эвакуатору. Может быть с целью продать их коллекционерам? Или создать музей? Людей замечено не было, но следы чьего-то пребывания, причем совсем недавно, не вызывали сомнений.













































Следует добавить, что в итоге мы таки столкнулись с солдатами из контингента ООН, но к счастью для нас, это произошло уже после того, как мы вернулись к главной дороге. Те застали нас на поворачивающими как раз из-под запрещающего знака. Остановились, спросили что мы тут делаем и откуда едем. Но мы ответили, что никуда не ездили и просто остановились у обочины с целью справить малую нужду. Те недоверчиво на нас посмотрели и уехали.

Данное место расположено здесь http://goo.gl/maps/TJJCS, но хочу сразу предупредить, что координаты крайне приблизительные (плюс-минус полтора километра), ведь GPS карты от iGO не включают территорию Северного Кипра; едва мы выехали с греческой части, как всякое изображение пропало. Стрелочка просто крутилась по пустому зеленому экрану.

70-е, история, своими глазами

Previous post Next post
Up