Владимир Мочалов
Владимир Мочалов родился 21 мая 1948 года в Москве.
Он окончил Московскую среднюю художественную школу при институте им. Сурикова и Московский полиграфический институт.
В. Мочалов - один из главных художников ведущего сатирического журнала страны: 1984-2000гг.- «Крокодила», 2000-2004гг. - «Нового Крокодила».
Он является членом Союзов художников и журналистов России, лауреатом (в том числе премии МОФК Союза журналистов и MAB (США) и постоянным членом международного жюри выставок карикатур.
В 1998 году в прямом эфире художником был установлен мировой рекорд: за один час он исполнил 111 шаржей с портретным сходством.
Регулярно его острые политические карикатуры публикуются в изданиях более чем тридцати стран мира. А общее число рисунков В. Мочалова превышает пять тысяч.
Володя Мочалов пришёл в "Крокодил" через студию молодого карикатуриста. Многие крокодильские художники прошли через это горнило, закалились и впоследствии прославили журнал. Например, Слава Полухин и Володя Уборевич-Боровский и я занимались под бдительным присмотром Гарри Йорша. Мочалов же пришёл в журнал гораздо раньше, и его провёл через огонь и воду суровый мэтр Евгений Шукаев, бывший в ту пору главным художником журнала. Надо сказать, что время им было потрачено не зря, миру был явлен отличный карикатурист, мастер иронического портрета, художник, позировать которому хоть сейчас готовы самые знаменитые люди планеты. Например, на международном фестивале карикатуры в городе Сент-Эстев на юге Франции, где несколько дней кряду многие известные художники рисовали шаржи на всех желающих, Владимир Мочалов единогласно был избран коллегами лучшим из лучших, был взвешен на весах, в результате чего оказалось, что весит он ни много, ни мало, а целых 14 коробок первоклассного французского вина! А ещё раньше Билл Клинтон в ту пору, когда он был ещё президентом США, прислал Владимиру благодарственное письмо за одну из его политических карикатур. Но задолго до этого Володя и знать не знал, что будет когда-нибудь главным художником "Крокодила", он, как и многие, узнав о наборе в студию карикатуристов при журнале, послал туда свои работы и стал ждать ответа. Ответа не пришло, и Володя решил, что не прошёл конкурс. Только через какое-то время он встретил знакомого, и тот похвастался, что занимается в этой самой студии, и очень удивлён, что в ней нет Мочалова, ведь рисует тот не в пример лучше. Только после этого разговора Володя набрался смелости и поехал с приятелем на одно из занятий, где узнал, что письмо о приёме в студию просто где-то затерялось. Лично мне страшно подумать, что было бы, не встреть Мочалов того самого приятеля, неужели мы бы так и не познакомились с творчеством одного из самых ярких крокодильских художников?
Самое забавное, но наша первая встреча с Мочаловым, хоть он и вряд ли помнит о ней, состоялась в длинном коридоре редакции в 1976 году. Трудно было представить в сатирическом журнале солдата в шапке-ушанке и шинели, но именно он прошёл по коридору и вошёл в кабинет художников. Это был, конечно же, Володя Мочалов! Шинель тут же сняли, и в неё облачился художник Евгений Жаринов.Не запомнить такое было просто невозможно!
Начинал свою работу в "Крокодиле" Мочалов в качестве художественного редактора. Святослав Спасский, с которым делил кабинет, поначалу отнёсся к новичку весьма враждебно, как сказал Володя, "стиснув зубы". И буквально через день-два совместной работы в конце дня Спасский взял дипломат и объявил Мочалову: " Всё, до свидания! Уезжаю в отпуск, ждите через тридцать дней!" И вышел. И остолбеневший Мочалов, ещё мало что толком узнавший о своей новой работе худреда, остался один на один с журналом всесоюзного значения, выходившим тогда три раза в месяц! По словам Мочалова, эти тридцать дней были суровой школой жизни. Однако время шло, и журнал продолжал выходить, и когда на пороге кабинета появился отдохнувший Спасский и спросил: "Ну, как дела?", Володя ответил: "Ничего. всё путём". - "Может, надо помочь?" - "Да, нет. не надо!" И только тогда Мочалов увидел на лице Спасского настоящее на уважение.
Как раз тогда же или чуть позже в "Крокодиле" начались занятия в новой студии молодых карикатуристов, куда ходил и я. Как-то в один из вечеров в конференц-зал, где занимались студийцы, пришёл Володя Мочалов. Он сел в стороне и стал делать наброски портретов всех тех, кто находился тогда в зале. Я был поражён тем, как быстро он работает! Потом он ушёл, оставив несколько листков на столе. Мы подошли и стали рассматривать. Сходство было поразительное! А ведь тогда, как шаржист, Мочалов мало кому был известен...
Когда я сам отслужил армию и вернулся в Москву, Мочалов был уже главным художником "Крокодила". Ох, и тяжело мне тогда пришлось! Подрулить к Мочалову с сырой работой было нереально! Просто потом было элементарно стыдно. Помню их разговор со Славой Полухиным по поводу принесённого им рисунка. Мочалов: "Плохой рисунок, переделай!" Полухин: "Тогда я, пожалуй, его порву..." Мочалов: "Пожалуй, порви..." Но тем не менее спустя несколько лет Мочалов впервые похвалил меня. Я сидел во всё том же конференц-зале и срочно пририсовывал два кадра к своему комиксу "Старая сказка", иначе тот не подходил по размеру к свёрстанному журналу. Володя смотрел какое-то время, а потом сказал: "А ты научился быстро работать!" Было очень приятно.
Армен Джигарханян
Никита Михалков и Андрон Кончаловский
Владимир Путин
Пабло Пикассо
Сальвадор Дали
Валерий Леонтьев
Бэлла Ахмадулина
Владимир Высоцкий
Егор Гайдар