Иван МАЛЮТИН "Самогон получается хороший!.."

Jan 13, 2008 17:45




МАЛЮТИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ



(1891-1932)

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Малютин родился в крестьянской семье.
Детство прошло в Тульской губернии.
Художественное образование получил в Москве, окончив в 1911 г. бывшее Императорское Строгановское училище по классу известного скульптора Н. Андреева. Первые рисунки и карикатуры были напечатаны в журнале «Рампа и Жизнь». В это же время работал в частной опере С. И. Зимина как художник-декоратор. После Великой Октябрьской социалистической революции Малютин целиком посвятил свое творчество пролетариату. Вместе с М. Черемных и В. Маяковским работал в «Окнах сатиры РОСТА». В 20-30-х годах Малютин постоянно печатался в журналах: Бов, Бегемот, Безбожник, Бич, Бузотер, Заноза, Красный Перец, Лапоть, Смехач, Чудак, Крокодил.





Редакторы юмористических журналов, как правило, не смеялись, принимая рисунки художников, а просто мрачно говорили: «Очень смешно. Пойдет». Но нет правил без исключения, и таким исключением и был Иван Андреевич Малютин. Редакторы - да, редакторы смеялись.
Это утверждал Черемных, хорошо знавший и любивший Малютина. Они много работали вместе: и в «Окнах РОСТа», и в «Безбожнике», и в «Крокодиле».
До этой их совместной работы Малютин был декоратором в частной опере купца Зимина.
Зимин любил талантливого молодого художника; однажды взял его в Крым и всюду за собой таскал. Когда Малютина спрашивали:
- Ну, как в Крыму солнце? Светло? Тепло?
- Не знаю,-отвечал Малютин.- По-моему, и холодно, и темно, и сыро. (Зимин из винных погребов не вылезал.)
Как-то Малютин сделал декорации к опере, в которой должен был выступать Шаляпин. Шаляпину декорации Малютина не понравились. Несдержанный на язык, он сказал:
- Вот я вызову роту солдат, и пускай они эти декорации... Малютин ответил:
- Вызывайте. Вам все равно придется в них петь.
Зимин принял сторону Малютина, и Шаляпин пел. После спектакля он сказал Малютину:
- А знаешь, говорят, что декорации очень эффектны.
- Это потому, что вы так великолепно пели, Федор Иванович! -ответил Малютин.

В жизни Малютин был остроумный, веселый и просто хороший человек, но и насмешник знаменитый. Как-то собрались гости. Напросился в компанию художников один актер, напыщенный и с «фасоном». Малютин очень уж за ним ухаживал, восторгаясь его талантом, о котором никто и понятия не имел. Беспрерывно произносил тосты за его здоровье, и в конце концов актер размяк в буквальном и в переносном смысле слова. Больше его не приглашали. Но на всех вечеринках красовался выразительный плакат Малютина «Кто сегодня будет Петей?» (так звали актера).
Черемных восхищался ярким талантом Малютина и не стеснялся, как он говорил открыто, «драть с него». Правда, в РОСТе вообще все перенимали друг у друга. И только Иван Малютин никогда никому не подражал.
В Москву приехали ленинградские художники. Они очень хвалили Черемныха. Тогда Михаил Михайлович спросил:
- А как вам нравится Малютин? Мы считаем его лучшим художником РОСТа.
- Да, конечно, он хороший художник, но уж очень он вам, товарищ Черемных, подражает.
И Черемных, посмотрев на улыбающегося Малютина, сказал:
- Ай, ай, ай! Ваня! Как же тебе не стыдно!
Малютин был вообще выдумщик и изобретатель. Например, он выдумал, как быстро и легко делать в рисунках зданий множество окон. И он «изобрел» самогонный аппарат, а после в Крокодил поступило письмо: «...передайте большую благодарность художнику Малютину. Мы сделали точно по его рисунку самогонный аппарат, и самогон получается хороший».
Однажды в огромной ростинской мастерской Малютин и Черемных работали над очередными, как всегда, срочными плакатами. Входит Платон Михайлович Керженцев, руководитель РОСТа, с каким-то коренастым иностранцем. К приходу иностранцев художники привыкли. Они ходили толпами с переводчиками, и обычно Малютин показывал плакаты, а тут Керженцев оставляет иностранца одного и уходит.
Иностранец начинает молча рассматривать плакаты. Черемных говорит:
- Ваня, давай показывай. Как-то неудобно.
Малютин с досадой бросает кисть и подходит к иностранцу:
- Вот это Ллойд-Джордж... Это Клемансо... Иностранец ломаным языком повторяет:
- Клемансо, Клемансо.
Малютин скучным голосом продолжает рассказывать. Иностранец кивает головой. И вдруг Черемных с ужасом слышит, как Малютин начинает очень весело пересыпать свои объяснения крепкими словечками.
Иностранец невозмутимо слушает. -
Малютин входит в азарт. Черемных наконец не выдерживает:
- Ваня, перестань. А вдруг он понимает?
- Черта лысого он понимает! Сходи к Керженцеву. Некогда же! Пусть сам с ним возится.
Черемных идет к Керженцеву и говорит ему:
- Платон Михайлович, возьмите от нас эту иностранную чурку. Ну, невозможно же! Он все равно ничего не понимает!
- То есть как не понимает?! Он же превосходно говорит по-русски. Черемных вбегает в мастерскую, отводит в сторону Малютина и шепотом говорит ему:
- Ваня, он говорит по-русски!
Малютин бледнеет, потом краснеет и, махнув рукой, решительно подходит к иностранцу.
- Все.равно вы, иностранцы, ни черта в нашем искусстве не понимаете!
- Ну как же не понимаем? Мы хорошо знаем ваше прекрасное искусство и в особенности эту великолепную наглядную агитацию,- почти' без акцента говорит по-русски иностранец.
Расстались они друзьями. Это был Джон Рид.

Н. А. ЧЕРЕМНЫХ


















































"БОВ", "Бегемот", иллюстрации, "Крокодил", "Безбожник", "Чудак", "Смехач", "Бич", М. М. Черемных, "Лапоть", "Красный Перец", И. А. Малютин, "Бузотёр", "Заноза", карикатуры

Previous post Next post
Up