Борис Антоновский, карикатурист, комиксист, мультипликатор

Feb 24, 2006 16:50




Поразительный художник! Далеко опередивший своё время...
Слушая сейчас вопли отдельных граждан, что при советской власти не было того, не было сего, хочется сказать: "Да, было! Только вы, батенька, всё это проглядели..." Например, комиксы. Не раз приходилось мне слышать и читать, что, дескать, социализм был непреодолимой преградой для комиксов в нашей стране, что печатались они лишь в детских журнальчиках наподобие "Мурзилки" и "Весёлых картинок", что коммунистическая идеология не принимала рисованной истории, всячески отторгая и преследуя этот жанр. Так вот всё это враки! Рисованная история, то бишь комикс, всегда была на вооружении советской власти. "Окна РОСТа" Маяковского и Черемныха - прямое тому доказательство! Доказательство этому и всё творчество питерского художника Бориса Ивановича Антоновского, талантливейшего художника и аниматора. Истории в картинках Борис Иванович рисовал много и судя по всему с большим удовольствием. Взять хотя бы его "комикс-сериал" про Евлампия Надькина. Колоритнейший персонаж, этакий простофиля, попадающий из одной дурацкой ситуации в другую, но при этом всегда остающийся при своей выгоде! Хоть бери и используй его сейчас,. Нисколько не устарел!..
Вскоре Антоновскому становится тесно в рамках журнально-газетных публикаций, и он с энтузиазмом включается в работу коллектива художников-мультипликаторов при Ленинградской киностудии. Этот коллектив (М.Цехановский, М.Пащенко, Б.Антоновский и др.) создал ряд интересных произведений ("Почта", "Джябжа"). Фильм "Почта" (режиссер М.Цехановский) имел большой успех не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Сам же Антоновский стал художником, сценаристом и режиссёром таких анимационных лент, как «СМОТРИ В КОРЕНЬ» (1930) и «ОНИ И МЫ (МЫ И ОНИ)» (1931). К сожалению, ни тот, ни другой не сохранились...
Жил Борис Иванович недолго, ушёл из жизни очень рано в возрасте 42 лет. А рисунки остались, вот они, всё по-прежнему смешны, актуальны и безумно талантливы!..



ЩЕДРЫЙ ТАЛАНТ

"Карикатуры, подписанные фамилией Антоновского, появились впервые на страницах «Нового Сатирикона». В созвездии мастеров, таких как Реми, Лебедев, Радаков, Яковлев, заблестело новое, искрящееся дарование. Этот дебют совсем еще молодого художника состоялся за год до Великого Октября. Его большой, яркий талант полностью раскрылся в советские годы.
На первый взгляд Антоновский кажется «добрым сатириком». К его сатирической музе трудно приложимы такие определения, как «разящая», «грозная» и т. п. Сила художника в необычайной убедительности, жизненной достоверности, заостренной типичности рисунка. Его карикатуры сначала обязательно смешат, ибо он юморист «чистой воды», а потом заставляют думать. Комический эффект подчас неощутимо переходит в сатирический. Изображенные в его рисунках пошляки, бюрократы, халтурщики, приспособленцы, ротозеи показаны «во всей красе», выхвачены как раз в тот момент, когда были уверены, что за ними никто не наблюдает.
В то же время в работе Антоновского открывается новое качество, присущее советской сатире. Он не только отрицает, но и утверждает. Его отклики на многие знаменательные события в жизни Советского государства полны дру- ' жественно-веселого, душевного, теплого юмора.
Искусство, в котором так блистательно проявил себя Борис Иванович Антоновский- от первых лет революции до своей безвременной кончины в 1934 году - всегда работает «на сегодняшний день», привязано к своему времени. Стареет ли оно настолько, чтобы так и остаться в комплектах когда-то выходивших журналов и газет?
На это можно ответить только так: все настоящее в искусстве не стареет. Можно не сомневаться, что читателю 60-х годов доставит большую радость знакомство с замечательным сатирическим графиком, работавшим в 20-х - 30-х годах нашей советской эпохи, Бесспорно, что многие «объекты», которые подвергал когда-то осмеянию Антоновский, уже стали достоянием прошлого. Однако они приобрели другой интерес - исторический. Чрезвычайно поучительно и любопытно совершить экскурсию в этот сатирический музей.
Но далеко не все у Антоновского принадлежит музею. Есть у него рисунки, которые и поныне звучат остро, современно: изображенные им капиталистические «миротворцы» времен Лиги Наций выразительно перекликаются с продолжателями их «дела» в ООН и могут быть помещены в любом сегодняшнем номере газеты. А его издевка над ними и посейчас продолжает выполнять свою очистительную функцию."

Леонид РАДИЩЕВ

Статья из сборника "Мастера советской карикатуры", Москва, 1961 г.





















юмор, Б. И. Антоновский, биография, комиксы, карикатуры

Previous post Next post
Up