Район города, где нет "дворцов", остались только "хижины" - псковское "завокзалье".

Oct 07, 2017 22:36

Оригинал взят у ak1961 в Район города, где нет "дворцов", остались только "хижины" - псковское "завокзалье".
В большинстве крупных (и не очень крупных) городов, где мне приходилось бывать, пространство обычно бывает очень четко разделено железной дорогой на мир "парадный", со стороны которой и размещен пассажирский железнодорожный вокзал, и - мир "завокзальный". В "завокзальном", как правило, расположена довольно зачумленная промзона и трущобы, в которых обитают социальные или этнические маргиналии. Зачастую - одновременно и социальные, и этнические.

Обычно такие места пользуются дурной репутацией и "горожане" стараются лишний раз туда не заходить. На самом же деле - это иллюзия, в основе которой лежит некоторая внешняя "запущенность" облика этих действительно совсем не парадных кварталов. Вот вчера я и решил прокатиться по "завокзалью" по двум улицам с очень характерными названиями - "Железнодорожная" и "Паровозная".

Улицу Железнодорожную я начал проезжать "с конца" - от ее перекрестка с улицей Советской Армии, возле мебельной фабрики. Собственно, само начало, во-первых, хорошо демонстрирует упомянутую "зачумленную промзону", а во-вторых, говоря строго, не является "завокзальем", поэтому фотоаппарат я расчехлил только после того, как переехал железнодорожную линию на Ригу.

А там, совсем рядом с переездом, расположена такая вот станция, о которой многие и не знают даже...





Совсем недавно улица эта напоминала фронтовую дорогу после обстрела, но - сейчас идет активный ремонт покрытия. Придорожного пространства он совсем не касается...




Там, совсем недалеко (сотня метров) от ж-д переездов, можно найти живописную березовую рощу и небольшое проточное озерко. Роща вполне пригодна для сбора соответствующих грибов, а озерко - для ловли соответствующей рыбы. Нередко по лету видел, как люди в нем купаются (жуть - река же рядом!) и сидят с удочками на берегах. В основном, конечно, мальчишки лет 12, но однажды даже заметил (с удочками) двух взрослых прилично одетых тетенек..




Кстати сказать, много раз видел возле не самых чистых водоемов вот такие плакаты (разной степени облупленности), и так до сих пор и не понял, что они означают - что воду нельзя пить, или же - наоборот?




От озерка улица Железнодорожная полетела по прямой, сияя новеньким асфальтом. Слева - забор какого-то полуживого промпредприятия, справа, простите - болото, из которого и питается то самое озерко.




А вот здесь еще на моей памяти был район трущоб - каких-то перекошенных бараков совсем без воды и с неисправным печным отоплением, жители которых долго писали на стенах протестные лозунги. Как сейчас помню - "позор властям за современные трущобы! здесь живут люди! умирают дети!". Лозунги эти поимели немного действия, гораздо эффективнее оказались неисправные дымоходы у печек - после пожара всех жильцов, разумеется, сразу расселили. Теперь та земля роздана предпринимателям, и там процветает малый бизнес - в основном торговля стройматериалами и "авторазборка". Ну и там же где-то - база ОМОНа, кстати говоря...




Слева же - воинское захоронение. Более 50000 советских военнопленных были убиты немцами только здесь, в этом месте, и только с 1942 по 1943 год. С южной стороны кургана в наши дни хоронят тела бойцов, обнаруженных поисковиками.




Приближался перекресток с улицей Декабристов. И хотя знак показывал, что главная дорога шла направо, улица Железнодорожная шла прямо и чуть левее.




Тут, собственно, она пересекала так называемую "Морозовскую ветку", обход с Рижской линии на Дновскую, минуя станцию Псков.




Тут улица проходи по совсем уж глухому участку, где даже фонарей нет!




Однако метров через 150, после поворота на улицу Бродского (...которого именно? Мы знаем троих Бродских - поэта, нобелевского лауреата; революционера и художника, автора известного портрета Сталина; сахарозаводчика и мецената, жертвовавшего астрономические суммы на благотворительность) улица Железнодорожная приобретает фонари и культурное озеленение, но теряет при этом дорожное покрытие.




Еще через пару сотен метров слева появляются здания служб железнодорожной станции, а сама улица уходит в настоящий зеленый туннель.




Скоро она выйдет на некое подобие площади с руинами архитектурных памятников середины ХХ века - гостиницы для локомотивных бригад (не сохранились), Дома Культуры железнодорожников (руинирован) и железнодорожной столовой (здание перестроено в наши дни). Приятно было видеть наряд полиции - возле памятников. Был там и еще один - памятник паровозу, но его убрали куда-то в менее запущенное место.




С этого места Железнодорожная как-то стала путаться с улицей Паровозной, и на нее, помеченную знаком как "главную", я и свернул - направо.




Дома под первыми номерами по Паровозной, по завокзальным меркам, сошли бы за "дворцы"...




Но сразу же дальше начались привычные уже "хижины". А вдалеке, в самом конце улицы, если можно разглядеть - насыпь с рельсами!




Это опять была Морозовская ветка, которую пересекала улица Паровозная. Или - Морозовская ветка пересекала улицу Паровозную? Пару лет назад пересечение это было совсем уж "нелегитимным", но недавно установили мостки пешеходного перехода, правда - без всякого знака, информирующего об этом.




Перейдя через насыпь, я оглянулся назад. Там, между Морозовской веткой и локомотивным депо, располагается весьма малодоступный квартал из зачуханных пятиэтажек, как называют местные - микрорайон "на болоте", но зато с вполне доступными ценами на квартиры, кстати говоря. Ну и - с социальными последствиями таковых.




Улица же Паровозная еще шла вперед, но - очень недалеко, упираясь в уже знакомую улицу Декабристов.




Не вполне понятно, какое отношение имели декабристы к этой, по сути дела, загородной дороге. Во времена декабристов в России еще не было ни паровозов, ни железных дорог...




В конце концов улица эта вывела меня из "железнодорожной" тематики в более современную - авиационную. Теперь это сооружение по недоразумению называется "международный аэропорт", и отправляется отсюда один, что ли, рейс в неделю, в то время как при "кровавом режиме" это был аэропорт локальный, откуда уходило два с лишним десятка рейсов в день.

Но все это уже не имеет никакого отношения ни к железной дороге вообще, ни к завокзальному району в частности...


перепост, фотографии, улицы Пскова

Previous post Next post
Up