Уничтожение исламского наследия в Саудовской Аравии
В 2002 году доктор Ахмад Заки Ямани, бывший министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии, прочитал лекцию в школе Восточных и африканских исследований в Лондоне на тему, ранее никогда открыто не обсуждавшуюся на таком высоком уровне. Он рассказал о своих попытках раскопок дома Пророка (мир ему) в Мекке.
Команда из более 300 рабочих, инженеров, археологов и других экспертов работала более суток, откопала этот дом, сделала детальные снимки и определила структурный состав материалов, из которых он был сооружен, а потом обратно засыпала его песком. Когда у доктора Ямани поинтересовались, для чего ему понадобилось вновь закапывать дом, он ответил, что в его стране есть крайне влиятельные люди, которые возражали против проведения такой операции, утверждая, что прославление кого-либо, кроме Господа, является святотатством.
В ходе дискуссии один молодой человек из Иордании также задал вопрос: «Вам не кажется, что Вы впустую потратили свои деньги и усилия, откапывая старые камни, от которых все равно никому нет никакого проку?» На это доктор Ямани ответил: «Спасибо. Я как раз хотел об этом сказать, но Вы опередили меня. Дамы и господа, вот вам пример мышления, с которым мы сталкиваемся в Саудовской Аравии. Я надеюсь, что теперь вы понимаете, почему нам пришлось спешно закапывать все, что удалось обнаружить».
Только в этом 2006 году стали известны поистине чудовищные масштабы разрушений исторических памятников исламской культуры в Саудовской Аравии. По сегодняшним оценкам, более 90% представляющих исторический интерес мечетей и других артефактов были снесены с лица Земли, отчего даже некоторые саудовцы, особенно живущие в Хиджазе, начали задаваться вопросом о разумности такого уничтожения исторического наследия.
Политика разрушения и враждебности всему, что имеет символическое значение, уже перешла границы Саудовской Аравии и распространилась на другие страны. Уничтожение гробницы IX века н.э. в иракской Самарре в феврале 2006 года расширило ареал этой «культурной политики» на другие части арабского и мусульманского мира. В настоящее время появляется все больше опасений, что другие памятники в Ираке или в иных странах станут жертвами сторонников Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703-1792), отца одного из наиболее деструктивных движений в мусульманском мире.
Он ставил своей целью «очищение» Ислама, стремясь вернуть всех мусульман к тому, что он считал «изначальными принципами». Под «горячую руку» ваххабитов попали и памятники истории и культуры, которые они сочли рассадниками многобожия.
В результате историческое наследие Саудовской Аравии подверглось жестокому вандализму и уничтожению. Несмотря на то, что некоторые отважные писатели и комментаторы ставили под сомнение разумность подобных действий, их обращения попросту игнорировались.
Что это - религиозная или политическая война? Лежат ли в ее основе чьи-либо интересы, или же во всем виноваты предрассудки и невежество? Какова роль различных сил в продолжении и развитии такой политики?
Ранее в 2006 г. в палестинском городе Газа была осквернена могила Хашима ибн Абд Манафа, деда Пророка Мухаммада (мир ему). Господин Абд аль-Латиф Хашим, директор отдела документации в палестинском министерстве вакфов, обвинил ваххабитов в совершении этого отвратительного преступления и назвал разрушение гробницы потерей одного из исторических памятников Палестины. Это осквернение гробницы по своему почерку напоминало все предшествующие акты вандализма, устроенные ваххабитами на протяжении последних двух веков.
Мусульмане считают устроенный ваххабитами террор против святынь катастрофой для исламского мира по нескольким причинам. Во-первых, они являются нападением на исламскую цивилизацию и культуру, и потери от этого нападения просто невозместимы. Во-вторых, атаки на символы способствуют обострению розни, что может привести к кровопролитию. В-третьих, это бросает тень те принципы толерантности, которые проповедует Ислам во имя поддержания общественного и религиозного мира. В-четвертых, осквернение могил и гробниц исторических деятелей Ислама равнозначно оскорблению этих благородных людей и противоречит мусульманскому учению.
В течение последних двух веков, враждебность против религиозного символизма была подкреплена изданием религиозных эдиктов в духе учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Посещение могил праведников было приравнено чуть ли не к политеизму (ширк) и наказывалось самым строгим образом. Возросла напряженность в отношениях с другими мазхабами, что спровоцировало рост религиозной поляризации в мусульманском мире.
Правление саудитов в начале двадцатого века стало «браком по расчету» между ваххабитскими улемами и амбициозным политическим кланом саудитов. Это привело к уничтожению более 90% исламских памятников на Аравийском полуострове. Все, что имело символическое значение, напрямую не относящееся к ваххабизму, объявлялось «многобожеским» и уничтожалось.
В 1924 Абд аль-Азиз ибн Сауд и его войска оккупировали Мекку в районе Хиджаз. Среди их первых действий было уничтожение кладбища аль-Муалла, где находилась могила Хадиджи, жены Пророка (мир ему) и его дяди, Абу Талиба. Двумя годами позднее, в 1926 году, Ибн Сауд занял Медину и сровнял с землей гробницы нескольких потомков Пророка Мухаммада (мир им), в том числа и его дочери Фатимы и внука Хасана ибн Али (да будет доволен ими Аллах).
Поскольку мусульмане не оказали этим действиям никакого ощутимого сопротивления, ваххабиты пошли еще дальше, уничтожив знаменитые Семь мечетей Салмана. Позже на их месте были оборудованы отделения банков и установлены банкоматы.
Боль жителей Хиджаза от такой утраты стала настолько велика, что некоторые журналисты осмелились поднять в прессе вопрос об уничтожении исторического наследия. 10 сентября 2004 года Мухаммад ад-Дубайси написал статью в газету «Аль-Мадина» под названием «Уничтожение этих мечетей лишило Медину одного из столпов своей бессмертной истории и минарета своей традиционной славы». Ваххабитский авторитет Салех аль-Фаузан ответил ему через неделю статьей в этой же газете, где он оправдывал разрушение знаменитых мечетей.
Однако ваххабиты пошли еще дальше и уничтожили гробницу и могилу Хамзы ибн Абд аль-Муталлиба, дяди Пророка Мухаммада (мир ему). Они «зачистили» кладбище от могил мучеников Ухуда (вторая битва Пророка Мухаммада (мир ему) после переселения в Медину). Места битв при Бадре и Ухуде - первая и вторая битвы Пророка Мухаммада (мир ему) - также подверглись основательной зачистке.
В настоящее время идет обсуждение идеи уничтожения пещеры на горе Хирра (где Пророк Мухаммад (мир ему) получил первое откровение от Господнего ангела Джабраила).
Четыре года назад власти страны направили тяжелое оборудование для взрывных работ, включая экскаваторы, для уничтожения мавзолея сейида Али аль-Араидхи (ум. 825 н.э.). 12 августа 2002 могила этого глубоко почитаемого человека (сына имама Джаффара ас-Садика) была стерта с лица Земли.
В настоящее время уже издан указ об уничтожении захоронения одного из сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему), Рафаха ибн Рафиаля Зурки. Он принимал участие в сражениях при Бадре, Ухуде и аль-Хандаке, и был из числа тех, кто произнес Беят ар-Ридван. Расположенная по соседству мечеть аль-Хандик также подлежит уничтожению властями.
Недавно было уничтожено еще одно почитаемое место. Дом, где родился Пророк Мухаммад (мир ему), был разрушен, и на его месте построены туалеты.
Даже существует план по отделению могилы Пророка (мир ему) от его Мечети в Медине. Двери в стене, стоящей между пространством мечети и могилой, постоянно держатся закрытыми, дабы обозначить решимость властей в их намерениях привести свой план в исполнение. Также не является секретом и то, что даже Кааба не избежала «очищения».
В начале 2006 года многие артефакты и представляющие историческую ценность предметы в Каабе были изъяты или уничтожены, в том числе и выгравированные надписи, шелковые орнаменты и занавески. 25 августа 2005 года интернет-сайт «Аль-Арабийи» (ведущего спутникового телеканала Саудовской Аравии), опубликовал одну важную статью, озаглавленную «Новые планы в отношении Медины вызвали негодование археологов… Историки и интеллектуалы призывают к пересмотру уничтожения артефактов в Мекке и Медине».