Варшавское восстание. Загадки восстания. Взрыв "танка-ловушки"

Mar 25, 2007 20:28

Странная атака.

В конце второй недели Варшавского восстания повстанцы ожидали главного удара немцев на Старэ Място. Самой простой идеей в этой ситуации для немецкого командования было рассечь мятежный район пополам вдоль улицы Подвале. Тогда в руках немцев появлялась бы единая траса коммуникаций с Запада на Восток.
В воскресенье, 13 VIII 1944 во время очередной атаки немцев на южный участок обороны Старого Города около позиции повстанцев на Замковой площади у пересечения улиц Сенаторской и Подвале появились три немецких машины из Panzer-Abteilung (Fkl) 302. майора Райнельта.
В восемь утра с занятой немцами улицы Краковское предместье сперва выехали два "Тигра" и начали стрелять в сторону польских позиций на Свентоянской и Подвалье. Через минуту из-за танков выехала небольшая очень странная танкетка и под прикрытием огня из танковых пулемётов на полной скорости понеслась прямо к баррикаде, занятой ротой повстанцев "Анна" из батальона NOW "Густав". Завязалась перестрелка, и повстанцы смогли рассмотреть неизвестного противника поближе.



Как следует из дальнейших свидетельств и рапортов повстанцев, отбивавших атаку, противник ввёл в действие неизвестное транспортное средство, представляющее собой бронированную машину на гусеницах с экипажем из двух человек. . Затем повстанцы попытались подпустить танки ближе и забросать их бутылками с горючей смесью. В этот момент из той самой маленькой машины, которая до этого ещё не встречалась повстанцам в бою, под сильным обстрелом внезапно выскочили немецкий механик-водитель и его напарник, которые убежали, оставив машину на Замковой площади примерно в десяти метрах перед баррикадой, перекрывавшей въезд на улицу Подвале. Оставленную машину моментально забросали бутылками с бензином, и уже через минуту её охватило пламя. Два сопровождающих немецких танка отошли, не открывая огня. В этот момент до горящей машины уже добежали несколько бойцов "Анны" и особого отряда "Юлиуш", которые песком погасили пожар и проникли внутрь. Оказалось, что "танк" не нёс никакого вооружения и был оборудован только радиостанцией. Удалось обнаружить "подозрительные электрические контакты". Повстанцы посчитали, что эта машина возможно служит для транспортировки пехоты или сапёров, закладывающих мины при штурме баррикад.



Получивший рапорт капитан "Густав" (Люциан Гаврих) посоветовал оставить машину на подступах к баррикаде, одновременно отведя её защитников вглубь улицы Подвале. Он подозревал какую-то военную хитрость немцев.
Основным подтверждением догадок опытного командира стало то, что после эпизода с утерянным транспортом немцы затихли и, как позже оказалось, не начинали атак на этом направлении практически до конца дня. На несколько часов воцарилась необычная тишина.
Ночью неизвестную машину должны были тщательно исследовать сапёры и теоретически, в случае успешной разведки перегнать её на территорию, занятую повстанцами. Сохранились два рапорта командира участка, майора "Рога", отданные им командованию 13.VIII.1944 в 14:30 и 20:10. Во втором из них "Рог" подтвердил:

"Командир батальона в 14:00 отдал приказ одному из офицеров батальона произвести разведку трофейного танка, предусматиривая возможность ловушки".
Этим офицером был батальонный пиротехник, поручик Витольд Пясецкий "Виктор". Он должен был и вполне мог помешать развитию событий. Но не успел...
Батальонный пиротехник был срочно вызван в штаб на совещание командования группы. Капитан "Густав" поручил ему проверить подозрительный транспорт. Осмотр должен был состояться в сумерках, под прикрытием темноты. Получив задание, Пясецкий вернулся в мастерскую, где изготавливались гранаты и зажигательные бутылки. Закончив работу к 17 часам, он взял с собой двух помощников и вышел в сторону улицы Килиньского.
Но уже по дороге он наткнулся на возбуждённых бегущих по улице горожан:

- Танк захватили! Захватили танк!

От них он узнал, что механики какого-то из моторизованных подразделений повстанцев запустили мотор танкетки и вот-вот поведут её на Старый Город. Они приняли транспорт у солдат роты "Анна", говоря, что получили приказ в штабе командования обороной района, но ни одного документа не представили. Витольд Пясецкий и через много лет после войны
был уверен, что механики действовали по собственной инициативе. Скорее всего, так и было.

Подхорунжий Мацей "Бжоза", стоявший на посту чётко запомнил, что в отданном на имя командира батальона рапорте солдаты "Анны" обращали внимание на странные манёвры машины перед баррикадой во время атаки. Но танкисты не выказывали ни малейшего беспокойства. По второй версии, решение о том, чтобы вывести трофейную машину на улицы города приняло высшее командование АК, минуя распоряжения командира батальона "Густава" и командира группировки "Рога". Въезд трофейного танка с бело-красным польским флагом действительно мог сильно поднять настроение жителей осаждённого Старого Города, которых каждый день изводили немецкие бомбёжки и обстрелы. Так или иначе из окна своей штаб-квартиры за ликующими жителями наблюдал сам командующий АК генерал "Бор" Коморовский.



Около 17:30 повстанцы, несмотря на запрет своего командира, завели неизвестный транспорт и ввели его на улицу Подвале через специально разобранную для этого часть барикады. Это были механики-водители из моторной роты "Орлята": сержант "Цимбо" (Зигмунт Сальва) и сержант "Щавиньский" (Генрик Пачковский).
Механики тянули жребий на спичках, чтобы разыграть, кто из них поведёт машину на Старэ Място. Досих пор, поскольку погибли оба, так и не установлено, кто именно из них в тот день вёл трофейную машину. С быстротой молнии по району разнеслась весть о том, что повстанцы захватили "трофейный танк". Уже через несколько минут его окружила густая толпа повстанцев и мирных жителей, всего около 500 человек. Люди выбегали из подвалов на улицу Все хотели подойти как можно ближе к трофею. Возбуждая радостную эйфорию среди жителей, "танк" ездил по улицам Старого Мяста. Жители встречали повстанцев цветами. Спереди на броне, как позже вспоминал боец диверсионного батальона "Парасоль" Лешек Гродецкий "Лис", сидела очаровательная местная девушка в короткой юбке.

Машина пошла по улице Подвале в обход всего Старого Мяста. Повернули на Пекарскую, миновали Запецек и въехали на рынок Старого Города, где жители и танкисты собрались провести импровизированный митинг. С рыночной площади танк буквально силой прогнал лично командующий группировкой, майор Станислав Блащак ("Рог"). Он ещё не знал, был ли обследован трофей, но уже смутно чувствовал, что события начали развиваться почти непредсказуемо. Дальше танк поехал по Новомейской налево, откуда снова Подвалем дошёл до улицы Килиньского.

Именно на этой улице танкетку догнал и миновал пиротехник "Виктор", который убедился, что протиснуться сквозь толпу к броне, чтобы выполнить приказ и обследовать машину, уже физически невозможно. Один из "танкистов" в чёрном берете крикнул: "Разойдись, или кину гранату!". На перекрёстке Килиньского и Подвале машина миновала небольшую баррикаду, зацепив её бортом. Именно в этот момент практически одновременно с тем, как пробило шесть часов, от передней части корпуса танкетки отделился большой металлический ящик. По разным свидетельствам, он сам отвалился от корпуса, к которому был зацело прикреплён спереди. Машина некоторое время ещё продолжала двигаться вперёд, а затем остановилась у дома номер 3 - заглох мотор.



Из машины вышел водитель, окружённый радостной, всё больше напирающей толпой и попытался поднять переднюю крышку, думая, судя по всему, что под ней располагается мотор (этот тип машин повстанцы ещё никогда не встречали).
Поручик "Виктор" чутьём профессионального пиротехника почувствовал, что сейчас случится что-то страшное. Первой мыслью было успеть добежать до ворот дома №3, где находился батальонный склад гранат и бутылок с горючей смесью. Практически одним прыжком "Виктор" свернул с улицы во двор дома, и это спасло ему жизнь. Мнимым танком оказался полевой установщик тяжёлых мин. Под передней стальной крышкой находился сюрприз огромной разрушительной силы.

Было 18:07. В эту минуту раздался мощный взрыв...
Сразу же от детонации после взрыва взлетел на воздух склад бутылок с горючей смесью группы "Рог", находящийся во дворе доме на улице Килиньского 3. Оглушённый "Виктор вместе с помощниками палками и ногами отшвыривали от огня неразорвавшиеся гранаты. Их расторопность спасла многих, кто продолжал в безумии метаться в дыму.
Когда рассеялись дым и пыль глазам немногих, оставшихся в живых, предстала страшная картина: весь перекрёсток у пересечения улицы Килиньского с Подвалем был завален ошмётками человеческих тел. Улица была очень узкой, почти все стоявшие на ней с обеих сторон от танка, погибли. Многие разбились, упав с балконов, которые силой взрыва сорвало с домов. Взрывная волна отшвырнула корпус машины на несколько десятков метров. Разорванные тела находили ещё много дней спустя даже на крышах отдалённых домов на улице Фрета и в окнах квартир на Медовой и Длугой. В связи с этим проишествием появились специальные приказы полковника "Вахновского" и окружного делегата польского правительства в Лондоне. Эти распоряжения, направленные повстанческой армии, службам охраны порядка и гражданскому населению касались немедленной уборки занятой территории от остатков тел погибших, чтобы избежать эпидемии. Спустя ещё много дней на стенах окрестных домов оставались несмываемые кровавые отпечатки. Генерала "Бора" отбросило от окна, но он отделался лёгкой контузией.

В результате взрыва погибли на месте более 300 человек. Около двухсот получило различные ранения. Огромные потери понесли батальоны "Густав", "Вигры" и "Чарнецкий". Некоторые подразделения после взрыва просто перестали существовать. Так, например, была распущена уничтоженная на три четверти рота "Гертруда" батальона "Густав". В этой роте наибольшие потери понёс практически полностью уничтоженный взвод связистов, молодых ребят, которые старались протиснуться как можно ближе к "танку".
Захват танка был местной сенсацией, на неё пришли посмотреть бойцы множества отрядов и все понесли потери. По официальным данным погибло: более 100 содат различных подразделений группы "Рог", 16 бойцов группы "Куба", 36 бойцов группы "Павел", 37 солдат других отрядов и около двухсот мирных жителей.

В течение следующих нескольких часов после взрыва несколько десятков тяжело раненых умерло в страшных мучениях. 13 августа 1944 r. произошла трагедия, которая погрузила жителей города в глубокий траур. С этого дня транспорт с миной стали называть "танком-ловушкой".


Не танк и не ловушка.



Историки и знатоки вооружения не сомневаются: "танк", взорвавшийся на улице Килиньского был установщиком мин Funklenkpanzer-Schwerer Ladungstraeger, типа B IV, который позже немцы несколько раз использовали позже для уничтожения баррикад. А таинственный ящик и был миной, которая должна была взорваться через некоторое время после того, как танкетка отъедет на безопасное расстояние. Мина предназначалась для барикады, а лгика действий немцев могла быть различной.

1 Возможно, что под обстрелом сломался (заклинил)ставящий мину механизм, опускающий на землю короб с тротилом. Расстреливать машину с миной из танков прямо у баррикады немцы не стали, так как взрывом могло не только разнести стратегиччески важную баррикаду, но и повредить танки. Была неудачная попытка взорвать баррикаду, но никакой ловушки изначально не планировалось.

2 Более вероятно, что немцы специально оставили только что введённую в бой машину с миной под баррикадой, расситывая на то, что повстанцы сами начнут исследовать содержимое и взорвут баррикаду. То, что таков был изначальный план, подтверждается тем, что все атаки и обстрелы прекратились по крайней мере до взрыва мины, а то и до конца дня.
Так, например, считает польский эксперт по вооружению Второй Мировой Мариуш Комацкий. При этом немцы никак не ожидали, что поляки сами поведут "троянского коня" внутрь города и просто не успели организовать внезапную атаку на баррикаду. Защитники же баррикады остались на своих местах и никуда не отошли. Поэтому атаковать второй раз, когда результаты действия взрыва были неизвестны, а баррикада осталась на месте, немцы не рискнули.
Эксперты спорят только о том, был ли в машине часовой механизм.

3 Бывший поручик Витольд Пясецкий "Виктор", который много лет после войны не мог простить себе своё опоздание всегда придерживался третьей точки зрения. Немцы изначально хотели, чтобы мина, механизм которой приводился в действие именно при открытии "ящика", уничтожила как можно больше защитников укреплённого района. Баррикада была только промежуточной целью. Именно поэтому машину не стали ни уничтожать у баррикады огнём танков, ни повторно атаковать баррикаду, когда повстанцы частично разобрали стену, чтобы пропустить "танк" в город. Обстрел прервали на несколько часов именно для того, чтобы как можно больше людей вышло на улицы поглазеть на диковинную машину. Тогда план удался полностью.

В любом случае, эта загадка Варшавского восстания уже никогда не будет разгадана до конца.

Также помещено в mil_history

Другие заметки из истории Варшавского восстания, жизни и смерти его участников

Факты Варшавского восстания

Песни Варшавского восстания
Бутылки с горючей смесью
Вооружение повстанцев
Силы АК в Варшавском восстании

Хроника Варшавского восстания

Начало восстания Час W
Накануне Восстания. Принятие решения
План Буря

Портреты Варшавского восстания

Лидка
Светлая коса
Радослав. Часть первая
Иоанна. "Мать гракхов"
Ким
лейтенант Башмаков
Смерть капитана Влада
Густав. Из воспоминаний. Тигр горит ярче
ксёндз Тшечак и немецкая награда
красноармеец Гриша
Previous post Next post
Up