Посвящается добрым длинномордым католикам :)
Христианство получило у лис распространение, благодаря подвижническому подвигу святого Ренара, который свершился когда-то давно в тёмные века раннего средневековья. Странствуя в мире людей, святой Ренар, как повествует житие, нашёл однажды на помойке рваное Евангелие. Он заботливо переплёл его в дубовую кору, пересчитал все страницы, и сам не заметил, как начал читать и уверовал. С годами он уже знал Евангелие буквально на зубок, хотя не все его страницы удалось восстановить, а некоторые сами со временем пришли в негодность, поскольку в минуты усердного чтения были прорваны острыми когтями святого.
Святой Ренар написал ставший теперь каноническим в лисьей церкви том лисьих толкований к Библии под названием "Толковые толкования". В них будущий святой прославил Христа как защитника животных и обещал рай всем уверовавшим в него, по слову Божию. Особого внимания заслуживает толкование Ренаром Credo Vulpis "лисьего символа веры" - ключевого фрагмента Евангелия от Матфея и от Луки, в котором говорится:
"Есть норы у лис и гнёзда у птиц небесных, но нет места у сына человеческого, где преклонил бы он голову". По мнению отца Ренара, эти священные слова ясно говорят о духовном родстве лис с небесными птицами и об их возможности обрести дар полёта, кроме того, о духовном превосходстве лис над обычными представителями фауны и в том числе над обычными людьми, о святости семьи и норы, как жилища, и наконец о том, что путь к самоочищению, полёту и духовному росту над человеком для каждого лиса лежит через принятие Христа и его заветов и братство всех лис во Христе. С этим отец лисьей церкви отправился проповедовать. Он читал Евангелие и свои толкования к нему многие годы по всему миру, в лесах и в степях, в пустыне и в пуще, в тайге и в тундре, побывав у феньков, корсаков, полярных песцов и чернобурых лис. Всюду учил он покаянию и смирению, призывая "Нос - долу! Хвост - долу!", проповедовал братство и смирение в сытости и в голоде, говоря, что: "Нет ни рыжего, ни белого, ни чернобурого" и являл собой образец лисолюбия и борьбы с чревоугодием. Говорят, ему удалось обратить в свою веру и многих людей. Через много лет в сопровождении десятков учеников он вернулся в леса центральной Европы и основал легендарный ныне монастырь святого Ренара. В монастыре он заложил устав и основы современной лисье-христианской церкви и перевёл библию на старолисий язык. Именно тогда благочестивым святым Ренаром к известным нам десяти заповедям специально для зверей были, в частности, добавлены: "Не жри без спроса", "Не любо - не слушай, а врать не мешай", "Не твоё, не трогай" и "Вытирай лапы". Им же были установлены соблюдаемые ныне шесть таинств лисьей церкви: первая охота, завтрак, обед, послеобеденный сон, ужин, брачные игры и причащение мясом и сметаной.
Монастырская братия под руководством мудрого наставника рыла крёстные ходы, стояла обедню, упражнялась в пении, чтении и письме и проповедовала в окрестных лесах. Некоторые аскеты удалились в пущи, где приняли обет вегетарианства, но подобные крайности не получили распространения в народе. Вегетарианство было со временем частично признано опасной ересью и среди паствы не прижилось.
Монахи жили в монастыре семьями с жёнами и детьми, ограничивали себя в кровопролитии и чревоугодии, много трудились во славу Божию, иногда для поддержания дисциплины легонько покусывая друг друга. Сам святой неоднократно являл миру чудеса. Известны случаи, когда целые стаи гусей, фазанов и даже куриц возвращались с проповедей Ренара-чудотворца и его учеников живыми и невредимыми! Никто не знает, как умер святой Ренар, и умер ли он вообще, как и сколько он прожил. Житие гласит, что в конце праведной жизни на него снизошёл дух святой и отец Ренар просто улетел. Культ святого Ренара зародился после его отлёта, когда подвижник был канонизирован под именем Ренара-чудотворца. Монахи ордена святого Ренара вскоре стали называть друг друга "братцами" и образовали орден братцев-ренарианцев, призванный нести учение Ренара по всему миру, кроме Африки, где, как они считали, в шубе слишком жарко, и потому, наверное, лисы не водятся. Существование на юге Африки феньков и капских лис тогда ещё не было известно в Европе не только лисам, но и зоологам.
Также братцы-ренарианцы основали в монастыре иконописную школу, некоторые работы которой до сих пор сохранились для потомков. Например, знаменитая картина "Изгнание святым Ренаром собак из храма" или библейский сюжет "Иисус кормит девятью хлебами 5000 человек". Через триста лет после смерти Ренара легендарный монастырь во время грандиозной облавы был взят штурмом. Однако большинство братцев и их семей спаслись в решающий момент осады по тайным крёстным ходам, избегли участи охотничьих трофеев и со временем основали новые монастыри. Сейчас основным культовым сооружением лисьей церкви является Храм Ренара на Мясе, надёжно спрятанный от людских глаз в глухих дебрях. На фресках в храме Святого Ренара на Мясе подвижник с покрытой капюшоном головой громко призывает к покаянию, широко открыв пасть и простирая над паствой милосердную когтистую лапу. Особенно красивы обряды венчания и брачных игр в храме, когда после церемонии толпа осыпает новобрачных трижды прокрученным в мясорубке мясом и поёт здравицы новобрачным и святому Ренару - покровителю лис, который будет просить за них перед Богом на страшном суде.
Другая трактовка лисьего символа веры принадлежит основателю лисьего гностицизма и лисьему философу позднего средневековья мастеру Лисхарду. Священная для лис цитата из Евангелия была давно отражена в лисьем фольклоре в виде известного восклицания-причитания "батюшки-светы, силы небесные, лисы добрые!". Со временем под влиянием фольклора и толкований святого Ренара в христианских проповедях всё чаще стало звучать "есть норы у лис небесных" и "есть сила у лис". Своего полного выражения эта мысль достигла в учении о лисах небесных.
Учение о лисах небесных приписывается средневековому лисьему мистику - мастеру Рейнарду Лисхарду. Лисхард не отрицал толкований Ренара, но расширил их и проповедовал, что лис, как и всякая тварь, созданная по образу и подобию Бога, не отделён в мире от Бога актом творения. В жизни можно достичь духовного полёта и единения с Богом путём познавания мира и его истинной сути (свойств трав, цветов, повадок животных и людей), а также путём приближения своей сути к божественной. Этот путь мастер назвал пробуждением в себе "лиса небесного", не стремящегося жить по законам Христа, а истинно живущего по ним и постигающего мир, который организуется вокруг него сам, если знать правильное положение вещей. Найти в себе силы и своей праведной жизнью и опытом через познание раскрыть в себе истинного "лиса небесного" обязан каждый, поскольку "истинный лис и Бог есть тожде". Собственно учение мастеров-мистиков лежит сейчас в основе известной всем теории о пробуждении, питании и воспитании внутренней лисы, которая учит житейской мудрости и добродетели и уберегает от опасностей. Многие верят, что пробуждение внутренней лисы доступно и людям, хоть и даётся им труднее.
Учение Рейнарда Лисхарда привело в лисьи школы и университеты (где в частности преподавал ваш знакомый Старый Лис) множество молодёжи.
Об обучении лисят и молодых лис мы что-нибудь расскажем, как-нибудь в следующий раз.
Также помещено в
ru_foxes