ТРИ ВЕСЕЛЫХ ХУДОЖНИКА ЖУРНАЛА "КРОКОДИЛ"
В «Крокодиле» все художники были хороши. Но были там три художника, глядя на рисунки которых, я не мог сдержать улыбку, а иной раз и смех. Даже если тема была не всегда хороша. Так уморительно рисовать, на мой взгляд, редко кто мог, при всем том, что каждый художник журнала, действительно, был замечателен и неповторим.
Кто-то может поспорить насчет неповторимости. Кто-то может вспомнить как аргумент, так называемую, «школу Бродаты». Но все равно лучших представителей ее, если она, действительно, существовала, хотя все знают, что Лев Григорьевич Бродаты был отличным педагогом, таких как Виталий Горяев и Евгений Шукаев мы с легкостью отличим друг от друга и от Льва Бродаты тоже.
Но вернемся: три веселых художника это - Анатолий Цветков, Евгений Щеглов и Сергей Кузьмин. О Евгении Щеглове написано очень много, чуть меньше об Анатолии Цветкове, о Сергее Кузьмине, кажется, совсем ничего.
Дружеский шарж на Анатолия Цветкова. "Крокодил" 1969, № 36
Дружеский шарж на Евгения Щеглова. "Крокодил" 1969, № 36
Дружеский шарж на Сергея Кузьмина. "Крокодил"
Анатолий Цветков для меня особая статья - можно сказать, самый любимый художник. Я мог бы рассматривать его рисунки очень долго, бесконечно, и каждый раз находить что-то новое и интересное.
Читаем в книге И. Абрамского «Смех сильных»:
«В коллективе крокодильцев выделился Анатолий Цветков (родился в 1923 году). Он был карикатурист до мозга костей, с детства увлекавшийся юмористическим рисунком. Еще на школьной скамье делал он шаржи на учителей, за что ему регулярно попадало, но влюбленность в юмор осталась навсегда. И хотя начинал он свою творческую жизнь как живописец и вступил в Московский союз художников в живописную секцию, выдающихся успехов достиг именно в сатирическом жанре. В 1958 году Цветков поступил в студию художников при редакции «Крокодила» и вскоре начал печататься в журнале. Только жизненный оптимизм и врожденное чувство юмора помогли молодому художнику, бойцу-артиллеристу, преодолеть тяжелую травму от контузии в дни войны.
Непринужденность рисунка сочетается у художника с глубокой выразительностью. Черты лица каждого изображенного человека сугубо индивидуальны. По словам Цветкова, его больше всего интересовало, чтобы воспроизводимые образы психологически соответствовали подписи под карикатурой. Другими словами, он стремился в первую очередь выявить характеры действующих лиц. И удавалось это Цветкову потому, что он обладал способностью мгновенно, но глубоко всматриваться в людей, с первого взгляда схватывать их отличительные черты».
- Ты опять здесь?
- Не могу я там жить-то, я к теплу привыкла и чтобы вода была.
Рисунок А. Цветкова. "Крокодил", 1972, №6, стр. 11.
- Ах, у вас свадьба? Ну тогда все в порядке...
Рисунок А. Цветкова. "Крокодил", 1973, №24, стр. 5.
- А куда исчезла база, я вас спрашиваю?!
Рисунок А. Цветкова. "Крокодил", 1975, №26, стр. 5.
-Вынеси им заказ, они тебе пикнуть не посмеют...
Рисунок А. Цветкова. "Крокодил", 1975, №33, стр. 4.
Единственное о чем постоянно жалеешь, что Анатолий Цветков прожил очень мало. Он умер в 1976 году.
А вот что написано в той же книге о Евгении Щеглове, хотя эти слова можно применить ко всем троим:
«В «Крокодиле» много художников хороших и разных, но есть среди них дарования, которые выделяются на общем фоне своим своеобразием. К их числу принадлежит Евгений Борисович Щеглов - один из самых веселых мастеров, рисующих удивительно смешно».
Особенно стал хорош Евгений Щеглов, когда сменил технику рисования - он увлекся угольным карандашом и пастелью. «И одновременно рисунки его стали динамичнее, острее, напряженнее. Словно в художнике забурлил какой-то новый творческий источник» - читаем мы у Абрамского.
-Опять ее нет на месте! Долго мы еще будем терять рабочее время?!
Рисунок Е. Щеглова. "Крокодил", 1972, №19, обложка.
- Ну а теперь, мальчик, что надо сказать тете?
- Тетя, дайте сдачу!
Рисунок Е. Щеглова. "Крокодил", 1983, №5, обложка.
Жалко, что уйдя на административную работу, Щеглов был сначала секретарем Московского Союза художников, а затем и Союза художников РСФСР, он стал меньше уделять времени творчеству.
- Что же ты, лопоухий, ворота плохо защищаешь?!
Рисунок С. Кузьмина. "Крокодил", 1974, №3, стр. 13.
В книге И. Абрамского Сергей Кузьмин и Юрий Узбяков идут в одном блоке:
«Очень своеобразно творчество старых крокодильцев Юрия Узбякова и Сергея Кузьмина. Их отличает умение точно охарактеризовать героев своих всегда забавных композиций. Этих двух талантливых рисовальщиков объединяет непосредственность юмористического таланта. В их творчестве нет и следа натянутости. Им не нужен никакой нажим, потому что улыбка сквозит в каждом их веселом штрихе. Оба художника одинаково тонко чувствуют юмор и одинаково удачно воплощают его в своих рисунках. Есть у них большое сходство и в манере рисовать. Штрих их не только «одушевлен», как говорил Гоголь, но и летуч. Именно этим он способствует созданию особой атмосферы, отличающей подлинно юмористическую стихию».
- За то, что никуда не писала, не жаловалась, жэк награждает тебя грамотой!
Рисунок С. Кузьмина. "Крокодил", 1978, №27, стр. 7.
Абрамский этих художников никак не различает, а это, на мой взгляд, не совсем правильно. Действительно, манера рисунка, казалось бы, у обоих одинаковая, но, как бы хорош не был Узбяков, Кузьмину удавалось, мне кажется, точнее и смешнее передавать изображение на бумаге.
С творчеством Сергея Кузьмина я познакомился в далеком детстве, еще до школы, в «Веселых картинках». Его многочисленные истории - «комиксы» сразу же цепляли глаз, невозможно было просто перевернуть страницу. Прошло много лет, а у меня до сих пор перед глазами стоят эти истории - и про Валю Калабашкину, которая спасла из воды двух своих одноклассников, и про бревно, похожее на крокодила, и знаменитая история про мальчика-разведчика в гражданскую войну, очень похожая на фильм «Неуловимые мстители».
Рисунки и текст С. Кузьмина. "Веселые картинки", 1968, №7.
Рисунки и текст С. Кузьмина. "Веселые картинки", 1968, №8.
Вот такие три веселых художника журнала «Крокодил», похожие между собой умением рисовать блистательно и смешно.