Один из самых "рождественских" фильмов, который в Америке показывают, начиная с 70-х, каждый год под Рождество практически по всем каналам, с неизменным happy end, прославляющий на все лады семейные и христианские ценности. А в главной роли - Джеймс Стюарт, актер, для которого, вопреки поговорке, "хороший парень" - это и профессия и амплуа и образ жизни. В общем, была наслышана о фильме, но до просмотра дело дошло лишь пару лет тому назад. Первые впечатления показались мне искаженными из-за завышенных ожиданий и т.д. С тех пор к фильму не возвращалась, лишь в многочисленных обсуждениях придерживалась сдержанной позиции: "не оценила шедевр". Не так уж много людей, разделяющих мою точку зрения по отношению к этому фильму. И, так как Рождество уже официально наступило, а горячие поклонники предупреждены и могут не заходить под кат, предварительно пересмотрев фильм и укрепившись во мнении,
излагаю.
Это история о том, как один очень хороший человек, поначалу полон надежд, постепенно утрачивает их (не без помощи насквозь отрицательного и завистливого героя-антипода, естественно), разочаровывается в жизни, а потом с неба спускается ангел и показывает ему, как у него все замечательно и как он, на самом-то деле, счастлив. Так просто, казалось бы. Тем не менее, с таким сюжетом можно снять и мелодраму и комедию и сказку. А у Фрэнка Капры получился психологический триллер.
И начинается все как в триллере, знаете ли. То есть - безмятежно. В маленьком провинциальном городке, где все всех знают, живет дружная и любящая семья Бэйли. Муж, жена, двое детей. Муж, мистер Бэйли, очень ответственный человек, учредитель и акционер компании по строительству домов для малоимущих с характером "ничего себе, все - людям". Жена - классическая любящая супруга и идеальная мать. Сыновья тоже классические: ответственный старший и легкомысленный младший. Уже с детства Джордж Бэйли несет на себе груз ответственности, который не каждому взрослому по плечу. Когда младший брат пытается утонуть в полынье, Джордж вытаскивает его из ледяной воды. Это стоит ему глухоты (на одно ухо, правда - разве это большая цена за жизнь брата?). Но счет "весь мир против Бэйли", тем не менее, открыт.
Потом этот счет будет пополняться неоднократно. С каждой своей мечтой Бэйли придется распрощаться. Он мечтал путешествовать, учиться в колледже, стать архитектором, разбогатеть, в конце концов. Уж всяко не сидеть всю жизнь в конторе, как отец. Но недаром отец печально улыбается, когда слышит восторженную речь старшего сына. Он-то знает то, что Джорджу только предстоит узнать: как правило, если ты думаешь о других больше, чем о себе, все твои мечты исполняет кто-то другой. Так и происходит. Впрочем, не так все плохо у Джорджа: у него любящая и любимая жена и четверо детей и безупречная репутация. Только каждый раз, когда судьба расщедривается на что-либо для Джорджа, она что-нибудь забирает у него.
В день, когда Бэйли знакомится со своей будущей женой (на самом деле они знакомы с детства, но на выпускном брата он смотрит на Мэри совсем другими глазами) - умирает Бэйли-старший, отец. И мечты о путешествии приходится отложить. Ну, вы понимаете. Потом компанию отца хочет захватить злобный мистер Поттер, антагонист, который завидует хорошим людям и норовит заставить их платить по кредитам (представляете себе, какой ужас?). Бэйли приходится отказаться от мечты о колледже и отправить в колледж младшего брата. Ну, вы понимаете. В день свадьбы мистер Поттер наносит очередной удар - свадебного путешествия у четы Бэйли не будет, вы же понимаете - он отвечает за всех людей в городе, ему некогда подумать о себе. И так всегда. Ничто не дается Бэйли играючи и просто так, он всегда платит по счетам, часто даже не по своим. Разумеется, ничто не мешает ему послать всех к черту и начать думать о себе. Просто каждый раз, когда он задумывается о том, чего же он-то на самом деле хочет, происходит какое-нибудь ОБСТОЯТЕЛЬСТВО. Не удивительно, что годам к 35-36, будучи отцом четверых детей, он живет вместе с женой в доме, где все разваливается - с таким характером стать миллионером (как он мечтал в детстве) попросту невозможно. Жена, впрочем, под стать мужу - она не требует золота и бриллиантов и вполне счастлива.
Но как же кульминация? Демонический мистер Поттер рано или поздно добьется своего: в компании Бэйли (которая перманентно находится на грани банкротства) проходит аудит, а в кассе недосчитались 8000 долларов (да, мистер Поттер приложил к тому руку). У мистера Бэйли впервые в жизни проявляется дурной нрав: он ругается с кем-то по телефону, кричит на детей (впрочем, тут же извиняется) и сбрасывает пару вещей со стола. Потом убегает из дома, хлопнув дверью. Все это в канун Рождества. Ну, вы в очередной раз меня понимаете. Мистер Поттер его добивает, доходчиво объясняя, что, в сущности, его жизнь мало что из себя представляет. И вот Бэйли уже на мосту, в последней стадии отчаяния. Мистическая и юмористическая составляющие фильма связаны с Небесами, с которых к Бэйли спускается ангел-хранитель. Показательно, что даже ангел у Бэйли - "второго класса", то есть без крыльев. И рассчитывает на нем, Бэйли, эти крылья заработать. Это, я скажу вам, квинтэссенция фильма. Доведенный до отчаяния человек проходит еще и через испытание: он должен взять на себя ответственность за все, что произошло бы в городе, если бы его не было. То есть ему намекают недвусмысленно, что он должен вернуться и продолжать тянуть свою лямку. Понятно, что все подается в виде счастливого финала, с семейными лобызаниями и братаниями со всей улицей, "не имей сто рублей, а имей сто друзей". Но Рождество и всеобщее единение проходит, а на мистере Бэйли снова начнут ездить все, кому не лень, начиная с Нового Года. Так уж устроены люди. Такая вот, простите, рождественская история. Такой вот фильм.