Благодаря тому, что некие добрые люди выложили на рутрекер несколько десятков довоенных польских фильмов, появилась возможность получить представление об этом пласте мирового кино, а также и о тех польских актерах, которые снимались в то время. Данный пост не является сколько-нибудь исчерпывающим; собственно говоря, это просто небольшие заметки о нескольких актерах, судьба которых показалась мне наиболее любопытной - и я даже не поручусь, что в этом обзоре не упустил каких-то очень известных и популярных персонажей.
По-видимому, первый, кого следует упомянуть при разговоре о довоенном польском кино - Адольф Дымша (Adolf Dymsza, 1900-1975; настоящее имя - Адольф Багиньский), известный также как "Додек". Вероятно, он был самым известным польским актером того времени, будучи для польских зрителей примерно тем, кем были, например, Фернандель - для Франции, Тото - для Италии, Чарли Чаплин - для Америки и всего мира. Во всяком случае, сам Вайда сказал, что для него Дымша - символ довоенного польского кино вообще. Изначально прославившись на сцене кабаре, в 30-е годы он играл во множестве кинокомедий, выступая в амплуа либо простофили и недотепы (один из фильмов с его участием так и называется - "Недотепа" ("Niedorajda", 1937 г.)), либо ловкача и пройдохи, имеющего, однако, большое и доброе сердце.
Во время немецкой оккупации Дымша продолжал выступать в варшавских кабаре, не присоединившись к бойкоту, объявленному польскими актерами. Из-за этого после войны его выступления оказались под запретом, но тот долго не продлился - уже с 1948 г. Дымша снова снимается в кино.
Куда менее милосердна была судьба к другой звезде довоенного польского кино - Евгениушу Бодо (Eugeniusz Bodo, 1899-1943; настоящее имя - Богдан Эжен Жюно). Он был сыном швейцарского инженера и польки, с 1917 г. выступал на сцене, с 1925 г. снимался в кино - в ролях героев-любовников, но также и в комедиях (например, в фильме "Павел и Гавел" ("Paweł i Gaweł", 1938 г.) он снялся в паре с А.Дымшей). В 1932 г. читатели журнала "Фильм" избрали его "королем польских актеров", а в 1936 г. они же избрали его "королем стиля". Бодо был также совладельцем нескольких кинокомпаний. Вскоре после начала немецкой оккупации Бодо перебрался в Львов, который отошел к Советскому Союзу, там пел, записывал пластинки, гастролировал по СССР. После того, как он стал готовить документы для эмиграции в США, выяснилось, что он имеет швейцарское гражданство. Вскоре после этого (видимо, вследствие этого), в 1941 г. был арестован НКВД, и несмотря на то, что за него хлопотали польские дипломаты, был отправлен в лагерь в Котласе, где, согласно документам, умер от истощения и голода. В 2011 г. в Котласе ему был открыт памятник.
Большой известностью пользовался также Франтишек Бродневич (Franciszek Brodniewicz, 1892-1944). Выступал в театрах, с 1921 г. снимался в кино, главным образом в амплуа богатого красавца и светского льва. Во время немецкой оккупации работал кельнером. Умер от сердечного приступа во время бомбардировки на пороге своего дома.
Александр Жабчинский (Aleksander Żabczyński, 1900-1958). Был сыном военного, и потому поначалу тоже избрал военную карьеру, и уже будучи офицером запаса, в 20-е годы открыл в себе актерское призвание. Снимался с 1926 г., главным образом в музыкальных комедиях. В 1939 г., с началом войны, был мобилизован в артиллерию, после разгрома польской армии вместе с ее остатками очутился в Румынии, был там интернирован, но сумел сбежать во Францию, где вступил в польскую часть, после чего участвовал во Французской кампании 1940 г., воевал в Египте, в 1944 г. был ранен в сражениях за Монте-Кассино. После демобилизации в 1947 г. вернулся на родину. После войны играл в театре, записывал пластинки с песнями.
Витольд Захаревич (Witold Zacharewicz, 1914-1943). Один из популярнейших довоенных польских актеров. Снимался с 1934 г., главным образом в амплуа героя-любовника. Во время оккупации жил в Варшаве, работал кельнером, затем стал играть в одном из театров, открытых немцами. Одновременно с тем он участвовал в изготовлении фальшивых документов для евреев, скрывавшихся от нацистов, был выдан провокатором, арестован Гестапо и депортирован в Освенцим, где был убит 16 февраля 1943 г.
Збигнев Раковецкий (Zbigniew Rakowiecki, 1913-1944). Этот обаятельный актер, снимавшийся с 1933 г., претендовал на звание секс-символа польских экранов. С начала войны участвовал в Польской кампании, затем был участником подпольной Армии Крайовой, продолжая выступать на театральных сценах. Во время Варшавского восстания в августе 1944 г. был схвачен и расстрелян немцами на улицах Варшавы.
Михал Знич (Michał Znicz, 1888-1943, настоящее имя Михал Файертаг). Участвовал в Первой мировой войне, был в плену. Дебютировал на сцене театра в 1918 г., в 30-е годы много снимался в комедиях. Во время немецкой оккупации был интернирован в Варшавское гетто, откуда бежал с помощью своей жены, актрисы Янины Морской. Затем жил в Прушкуве и там погиб 24 декабря 1943 года при невыясненных обстоятельствах.
Не менее драматично окончилась жизнь и такого актера, как Казимеж Юноша-Степовский (Kazimierz Junosza-Stępowski, 1880-1943). Снимавшийся еще с 1902 г., он был легендой польского немого кино. В 30-е годы снимался уже в основном в характерных ролях. Он погиб при попытке защитить свою жену, актрису Ядвигу Галевскую, от подпольщиков, хотевших убить ее как осведомительницу Гестапо.
В отличие от актеров, с польскими актрисами жизнь в основном обошлась куда более милосердно. В большинстве своем они благополучно пережили войну.
Например, Лидия Высоцкая (Lidia Wysocka, 1916-2006), дебютировавшая в кино в 1935 г., во время войны работала официанткой, а затем была взята немцами в заложницы и посажена в тюрьму. После войны играла в театрах, с 1956 по 1968 гг. была руководительницей литературно-художественного кабаре "Вагабунда", которое сама же и основала. В кино снималась до 1982 г.
Очаровательная Ядвига Смосарская (Jadwiga Smosarska, 1898-1971) дебютировала в театре в 1916 г., а в кино - в 1919 г. Главным образом она оставалась театральной актрисой, но наибольшей популярности добилась благодаря своим ролям в кино. В глазах критиков и зрителей она была едва ли не самой яркой звездой предвоенного польского кинематографа. После начала войны переехала в Литву, а затем в США, где занималась общественной работой в среде польских эмигрантов. В 1941 году организовала «Комитет помощи польским актëрам в изгнании». С весны 1944 г. играла в Польском Театре Артистов в Нью-Йорке. После войны осталась в эмиграции, хотя неоднократно приезжала на родину, а в 1970 г., за год до смерти, вернулась в Польшу.
Нора Ней (Nora Ney, 1906-2003, настоящее имя - Соня Нейман). В кино снималась с 1926 г. Во время Второй мировой войны находилась в СССР, после войны вернулась в Польшу, но не сумев получить новых ролей, эмигрировала в США. Умерла в Калифорнии.
Ина Бенита (Ina Benita, 1912-1944, настоящее имя - Янина Феров-Булгак) - актриса более трагической судьбы. Родилась в Киеве. Дебютировала на варшавской сцене в 1931 г., с 1932 г. снималась в кино. Во время войны продолжала играть на сцене и стала любовницей офицера вермахта, австрийца родом. Вместе с ним уехала в Вену, но ее любовника отправили на Восточный фронт, а беременная Бенита вернулась в Варшаву, где ее за эту связь посадили в тюрьму. Там у нее родился сын. В последний раз ее якобы видели в августе 1944 г. во время Варшавского восстания. Дальнейшая ее судьба неизвестна.
Дальше - только портреты и даты жизни, так как имеющейся в Интернете скудной информации недостаточно, чтобы написать об этих актрисах что-либо внятное:
Станислава Ангель-Энгелювна (Stanisława Angel-Engelówna, 1908-1958)
Ядвига Анджеевская (Jadwiga Andrzejewska, 1915-1977)
Ванда Бартувна (Wanda Bartówna, 1917-1980)
Эльжбета Барщевская (Elżbieta Barszczewska, 1913-1987)
Тамара Вишневская (Tamara Wiszniewska, 1919-1981)
Хелена Гроссувна (Helena Grossówna, 1904-1994)
Каролина Любеньская (Karolina Lubieńska, 1905-1991)
Лода Немижанка (Loda Niemirzanka, 1909-1984)
Информация для этого поста взята главным образом из "Википедии".