Прочитайте описание одного обычного рейса моего прадеда, написанное одним из самых известнейших советских писателей-фантастов Александром Казанцевым. Благодаря его рассказам и новеллам я знакомлюсь со своим прадедом с другой стороны, со стороны его второй жизни - Арктики.
..."Осенние бури в Баренцевом море - страшные бури... Наш корабль сразу, казалось, уменьшился в объеме. Волны поднимались выше капитанского мостика.
...Я провёл беспокойную ночь.. При каждом крене мой диван наклонялся вбок, и я едва удерживался на нём. Приставить стул, нечего было и думать. Стулья гуляли по каюте, как хотели. Я устал воевать с ними и махнул рукой на них.
Капитан в мокром брезентовом макинтоше заглянул ко мне и научил, как спать в шторм. Лежать можно только на животе, расставив локти и ноги. Я пробовал лечь так, как посоветовал капитан, и почувствовал себя устойчивее.
...Крен был поразительный. Он доходил до 45 градусов. Утром, измученный, я выбирался на палубу. Ветер дико свистел... Я схватился за первые попавшие поручни. Они были покрыты льдом. Слой льда лёг на всё: крыши ларей, стоявших на палубе, реллинги, вентиляционные трубы Покрыты льдом были и снасти, и сами мачты. Наш обледенелый корабль тяжело переваливался с боку на бок... Взглянув вверх, я увидел, что антенны нет, она порвалась.
Я посмотрел на рулевую рубку. Моряк, стоявший за штурвалом показался мне незнакомым. но в следующее мгновение я узнал его. это был капитан. Не доверяя никому, он сам стоял на месте рулевого. Корабль не слушался руля. Нужно было особое мастерство, чтобы справится с наполовину потерявшим управление судном. По трапу взбежал радист и доложил о потери радиосвязи.
- Вот беда-то... - сказал капитан, - только не вздумайте в такую качку на снасти лезть. Решительно запрещаю. В штабе поволнуются, но я жизнью своих моряков рисковать не буду. Вот выйдем из шторма..
Он пристально смотрел вперед, все время поворачивая колесо штурвала то в одну, то в другую сторону.
Вдруг младший штурман резко закричал:
- Лево на борт! Ещё лево! Быстрее!
По всей фигуре капитана, по его быстродействующим рукам я понял, каких трудов стоило ему повернуть корабль, винт которого то и дело оказывался в воздухе.
На гребне волны, перед самым носом корабля, я увидел плавающую мину.
Мина прошла под самым бортом корабль. Я просился к боковым реллингам, перегнулся через них и смотрел на страшный шар, неизвестно откуда сорвавшийся, что бы встретиться с нами в 10-балльный шторм.
Капитан поднялся на мостик и вытер платком лоб.
- Немедленно радиста, - распорядился он. - Надо сообщить о мине тральщику. Сейчас радио нужно не нам, а всем кораблям, всем, кто в море.
Пятидесятилетний капитан с поразительной ловкостью забрался по обледеневшим вантам.
Мачту, за которую он уцепился, наклоняло во все стороны. Её верхушка с прилипшей к ней фигурой описывала огромную дугу, оказываясь над волнами то с одного, то с другого борта корабля...
Вызванный по радио тральщик подошёл к нам через два часа. Все это время наш корабль делал круги вокруг опасного "гостинца", занесенного из чужих морей... Всякий раз, когда, поворачиваясь, корабль становился бортом к волне, я думал что мы перевернёмся...
Взлетая на волнах, маленький тральщик приблизился к нам. Капитан дал приветственный гудок.. "Г.Седов" взял прежний курс на юго-запад. За нашей кормой мы видели тральщик. Он подкрадывался к мине. Вдруг раздался взрыв. Над тёмными волнами взвился куст чёрного дыма.
- Готово! - облегчённо сказал Борис Ефимович...
Фотография из письма от Александра Казанцева. 17 марта 1982.
Этот эпизод описан в новелле "Лево на борт!" в сборнике рассказов Александра Казанцева "Обычный рейс", выпущенном в Москве в 1951 году издательством "Советский писатель". Автор подарил его своему герою с посвящением: "Замечательному полярному капитану Борису Ефимовичу Ушакову в знак глубокого уважения книгу о нём и его товарищах, конечно, совсем не точно и не полно рисующую их".
Между писателем и героем его повествования установились дружеские отношения, началась переписка. Вот одного из сохранившихся писем:
"Здравствуйте, дорогой Борис Ефимович, здравствуйте герой моей книги, замечательный человек, которого мне всегда хочется ставить в пример молодёжи, с именем которого связано у меня представление о героике освоения Арктики!
От всей души поздравляю Вас с наступлением Нового года! Желаю Вам многих лет здоровья и снова, надеюсь, счастливых плаваний, без которых не обойтись душе полярного моряка.
Надо ли говорить как обрадовало меня Ваше письмо. Послал я когда-то Вам книжку и с тревогой ждал отзвука. Понял потом, что не понравилось. Это ведь почти закон, что людям не нравятся написанные о них произведения. Вы, конечно, заметили, что я не писал Ваш "фотографический" портрет. Вы для меня были отправным пунктом для создания пусть и не похожего, не полного, но "идущего от Вас" героя. И, когда я узнал мнение Ваше и мнение одного полярного капитана, я был счастлив.
Высылаю Вам свой роман "Полярная мечта", написанный на материале нашего совместного рейса. Ради него я, собственно, и отправился в Арктику.
Ваше письмо заставило меня снова вернуться к рассказам. Они выходили в трёх издательствах, помещены были во многих журналах, группой - в альманахе "Полярный круг".
Сейчас я дополнил их и выпускаю в издательстве "География" сборником под названием "Гость из космоса". Если не возражаете, я пошлю Вам экземпляр,как только книга выйдет.
Дорогой Борис Ефимович! Если хотите,чтобы я и дальше писал о Вас и Ваших товарищах, пишите мне, вспомните что-либо о арктических буднях, о незаметных подвигах простых людей, моряков, полярников, я постараюсь написать об этом рассказ.
Сейчас работаю над новым романом, последней частью трилогии "Фантастическая трилогия", первым томом которой является роман "Полярная мечта", вторым томом - находящийся сейчас в новом варианте роман "Арктический мост" (я его пришлю Вам). Роман, над которым работаю, называется "Льды возвращаются". Хорошо, если кончу его через год. Хочется.
От души жму Вашу руку, дорогой Борис Ефимович, может быть, ещё и увидимся когда-нибудь. Если буду в Архангельске, разыщу обязательно. О том же прошу и Вам, если занесёт в Москву".
Борис Ушаков
Далее был указан адрес писателя и его домашний телефон. На самой присланной книге "Полярная мечта" А.Казанцев сделал надпись "Дорогому Борису Ефимовичу Ушакову, участнику закладки фундамента этой мечты, с уважением автор".
В 1975 году вышла книга Александра Казанцева "Гость из космоса. Полярные новеллы", объединившая ранее написанные произведения 50-х годов.
"Дорогому Борису Ефимовичу Ушакову, ледовому капитану, живому и чудесному герою этой книги от бесконечно преданного ему автора с рукопожатием. А.Казанцев", - написано на титульном листе рукой автора".
И, действительно, с первых же страниц мы встречаемся с капитаном "Г.Седова" Б.Е.Ушаковым. Писатель не изменил не имени капитана, ни названия судна.
Вот новелла "Льды и лодки" Первая встреча. Думаю, она написана с натуры:
" Встретил нас пожилой моряк в брезентовом плаще, сухощавый, плотный, с поседевшими висками.
- Можно пройти к капитану?
- Я и есть капитан, - тихим голосом сказал моряк. - Зовут меня Борис Ефимович. - Он мягко улыбнулся.
Каюта третьего помощника уже ждала Нетаева. Я хотел поселиться у него, но радостно хлопотавший Борис Ефимович и слушать не хотел и поселил меня в салоне, смежной с его каютой.
Несколько месяцев я прожил рядом с капитаном "Седова".
Он никогда не затворял дверь в свою каюту. Часто я видел, как он ночью или днём на короткое время ложился отдохнуть, но никогда этот человек, вечно бывший начеку, не позволял себе разеться. Большую часть времени проводил на мостике. Это был искуснейший полярник-навигатор. Он знал повадки льдов и ветров. Иногда, сидя над картой ледовой разведки, он выбирал кружной путь, что бы миновать льды, иногда же устремлялся к ним, как к друзьям. Это бывало, когда море разгуливалось, и наш корабль начинало валить с боку на бок, чего Борис Ефимович терпеть не мог. Он очень боялся за свои плав.средства: кунгасы и катер "Петушок". Потерять их - означало сорвать весь полярный рейс: ни на один остров не попадёшь...
Борис Ефимович - тонкий музыкант. Он чудесно играл на аккордеоне. Однажды я заслушался его, совершенно забыв, где мы находимся..."
Таким представился Казанцеву Борис Ефимович при первом знакомстве. Отметил писатель и то, что Ушаков берёг свой старенький корабль.
"- Ледокольный корабль! Да он почти мой ровесник! Его беречь надо...Путь надо выбирать между льдинами. Вот смотрите. Право на борт. Вот так, оттесняйте её бортом, толкайте. Лево на борт! Стоп. Назад. Отступайте. Вперёд до полного. Теперь ударим легонько.. - наставлял он своего помощника."...
Продолжение будет!