Вспомнилось о трамвае...

Sep 05, 2011 16:06

            В книге Геннадия Попова «Старый Архангельск» (2003 г.) есть целая глава о старом архангельском трамвае. Текст подсмотрен Здесь

«Эксплуатация городской железной дороги в первые же дни показала, что «город не прогадал, построив ее». Вагоны ходили переполненными. Но не все шло гладко. Выяснилось, например, что процентов 30 пассажиров ездили без билета, как правило, не по своей вине, и предъявлявших «крупные купюры», которые в общей сутолоке не успевали разменивать женщины-кондукторы. Пришлось в вагонах вывесить таблички: «Просят кондукторов не стеснять разменом денег».
Подводя первые итоги работы трамвая, городская газета писала: «...затем за три дня было порядочно недоразумений со стороны публики, которая не желает подчиняться указаниям администрации или прислуге трамвая. Особенно нетерпимо относятся к замечаниям наши дамы, устраивая даже «истерики». Начинали скандалить на этой почве и мужчины, из которых некоторые даже отправлялись в участок для выяснения личности. Все скандалисты будут оштрафованы».
«Не обходилось и без трагических случаев, к счастью - очень редких, первой жертвой которого стал «нижний чин Петр Савинов», попавший под трамвай вечером 21 октября на углу Соборной улицы и Троицкого проспекта. Лишившись ноги, он скончался на пути в городскую больницу».


Трамвай у здания Городской думы. В альбоме "Моё имя Архангельск" указан 1918 год.

Высокая оценка по организации трамвайного движения в Архангельске была дана на проходившей в Москве в декабре 1922 года Первой всероссийской трамвайной конференции.
Особенно на ней было отмечено, что "Архангельск является единственным городом в России, в котором трамвайное движение совершенно не прерывалось в годы революции, мировой и гражданской войн".
На высоте оказался Архангельск и по показателям обслуживания населения - например, в 1920 году он был одним из первых как по абсолютному числу перевезенных пассажиров, так и по числу поездок на одного жителя. На конференции был отмечен и тот факт, что в начале 20-х архангельский трамвай отличался дешевизной тарифов - они по сравнению с петроградскими и московскими были ниже в два-три раза.
Все вышеперчисленное позволило конференции констатировать, что "Архангельск по состоянию трамвайного хозяйства занимает одно из первых места в РСФСР".


Троицкий проспект 1920-е Фотография из фондов Архангельского областного краеведческого музея. Автор фото - А.А.Поплавский

Переправа через реку Кузнечиху.1926 год. Слева отлично видно Свято-Троицкую церковь на ул.Лопарской. (Комсомольская)


"Детский вагон" АГЖД, устроенный к XIX годовщине Октябрьской революции.10 ноября 1936 года.
Previous post Next post
Up