По моему, сильно переоцененная книга. Неплохо, местами даже хорошо, но не восторг. Виной тому прежде всего слабый, я бы даже сказал беспомощный финал, когда чувствуется подусталость автора, отсутствие идеи хорошей и, главное, оригинальной концовки. Но в целом мне всё же понравилось.
Эта книга - фантасмагория. В ней сплелись, даже точнее - сплавились сказочная мистика и реальность. Явь и Навь. Здесь оживают старые детские страхи о Бабе Яге и прочих русско-народных чудищах и чудовищах. И эти страхи по своему прекрасны. Вообще идея написать мистику, основанную прежде всего на нашем, русском фольклоре - это само по себе прекрасно. Поскольку всё ж вампиры, зомби, франкенштейны и драконы они имеют западные корни. Пришлые. На чужих языках и умах вскормленные. Тут же почти все свои, читай, гадай и ищи аллюзии. Хотя и не обошлось без библейских сказаний и сказок братьев Гримм.
Своего рода "Убежище тридевятых" - это сюрреализм. Может, уровнем послабее именитых классиков жанра, но сюрр. Девушка Маша приезжает на выставку детской литературы и претерпевает кафкианское превращение: в отель её не пускают, все от неё шарахаются... И то что происходит с ней сейчас имеет свои подкрепления и обоснования в самой мрачной из сказок. При чём эти "обоснования" то и дело попадаются ей на пути. Прямиком из Тридевятого царства. А тут ещё и призрак апокалипсиса бродит неподалёку...
Написано всё мрачно и реалистично. Этакая страшная сказка на ночь, поэтому читается прекрасно. Язык малость подкачивает, но сам замысел, с оглядыванием на архетипы нашей мифологии бесконечно пленят и очаровывает. Тем более, что Зла-то в книге и нет. Есть персонажи, которых традиционно считают Злом, а самого зла нет, потому что автор заглядывает дальше привычных нам с детства ярлыков и масок.
А ещё эта книга пропитана усталостью. Усталостью людей, суетящихся в нашей реальности; усталостью нечистых, запертых проклятьем в Тридевятом царстве мёртвых; усталостью всего мира, жаждущего покоя и смерти.
Наверное, эта книга как раз пример магического реализма made in Russia.