Пишу, пребывая в сильном волнении от прочитанного. Ибо книга прекрасна. Ибо это то, от чего лев восторженно рычит. Ибо это стимпанк, в котором лев пока плохо разбирается, но очень хочет разбираться лучше.
Чайна Мьевиль - имя для меня совершенно новое, и если бы не Лисо
anna_semirol осталось бы неизвестным и впредь. Как в случае с Кингом, или в своё время с Пратчеттом, Бэнксом или Мартином, я чувствую что начинаю "заболевать" автором, что означает желание прочитать всё, что это человечище написал. Но удовольствие лучше растягивать, поэтому ко второй и третьей книге нью-кробюзонского цикла я вернусь чуть позже. Чтобы успеть соскучиться по его Фантастическому Миру.
Надо сказать, что мир Нью-Кробюзона - города, возникшего на скелете гигантского умершего животного, чьи кости-рёбра служат часть архитектуры, ужасен и прекрасен одновременно. Это упаднический город, с трущобами, ржавыми конструкциями и полусгнившими перекрытиями, вонючей канализацией и с рекой, сравнимой разве что в Анк-Морпоркской водицей. Здесь всё цветёт и увядает, "цветы" роскошны, но их аромат убийственен...
В этом городе живут несколько аутентичных рас, и что самое интересное, доселе мною невиданных. Каждая раса, конечно, имеет какие-то отголоски из фантастики и фэнтези, но их менталитеты настолько отточены авторским пером, что кажется, что такого не было никогда и нигде. Разумеется, пытливый читатель (как и положено в стимпанковских романах) найдёт в чертах тех или иных слоёв смешанного общества современные реалии. Здесь и гетто, и наркодиллеры, и милиция, и научная интеллигенция и свободные художники. И все столь непохожие и подчас враждебные друг к другу народы "варятся в одном котле", и когда на город, их Родину наступает Большая Беда (с большой буквы, да), то расовая нетерпимость исчезает сама собой.
Роман толстый, очень хорошо написанный, и хотя сам сюжет можно ужать до сухого остатка в одну треть от книги, воды в нём нет. Всё взаимосвязано, и одно дополняет, расширяет другое. Книга, являясь по сути развлечением, имеет под собой идею, которую тщательно развивает, порой оставляю её по ходу в стороне, но всё равно возвращаясь к ней к финалу. Идея не новая, с "вилкой" (когда интересно как поступит герой, какую сторону из двух выберет), но достаточно чёткая.
Мьевиль пишет достоверно, психологические вырисовки образов мощные, завораживающие и... не всегда логичные. На сильных персонажах, как на каркасе, и держится весь роман. Ну и как положено в стимпанке, здесь хватает механического антуража: он и в декорациях, в которых происходит действие, и в научных работах, и в некоторых персонажах (наподобие мыслящих железных конструкций).
И если жанрово это можно отнести к стимпанку, то за счёт событий и детализации оных, перед нами то и дело будут разворачиваться элементы приключенческого романа, нуара, киберпанка и даже ужасов. Адская смесь. От того и столь обжигающе волнующая воображение читателя.