Гильермо дель ТОРО, Чак ХОГАН - Штамм. Начало

Feb 12, 2011 22:41

Довольно увесистая книга весьма уважаемого мною режиссера-черносказочника Гильермо дель Торо была бы весьма неплоха, появись она в 90-х. А так книга явно запоздала, поскольку и сама тематика (нашествие вампиров) и сама канва истории уже много раз обыгрывалась. Я честно ожидал получить "новое слово" в вампирячьей тематике, а получил классику. Интересную, хорошую (это я в адрес не подкачавших переводчиков), но уж очень вторичную, да ещё и с набившим оскомину мочиловом главного злодея - короля вампиров №7.



Роман уж очень сильно напоминаем кинговский Salem's Lot. Прям прямейшая параллель (ну и "Обитель зла" тоже, и "Я - легенда!", и еще несколько образчиков по этой тематике). У Кинга был городок, куда приехал антикварщик, который с собой привез гроб с Господином. У дель Торо в Нью-Йорк (точнее, в район Манхэтена - а это, считай, отдельный городок - остров изолированный водой) прибывает самолёт, все пассажиры и пилоты которого оказываются мертвы, а в грузовом отсеке находят гроб с землей). У Кинга писатель начинает охоту на вампиров, которых с каждым днем становится в городке всё больше; у дель Торо тоже численность обращенных вампиров возрастает и, как обычно, только несколько человек во главе с главным героем - эпидемиологом - понимают что к чему и всячески борются с этой заразой, которая, кстати, касается и близких главному герою людей.

Правда, у С.К. это получилось лучше, более ярко, более психологично, более лично. Герои дель Торо - картонны и без какого-то внутреннего ужаса, который остается в голове без самой истории о вампирах, я имею в виду на уровне какого-то личного ужаса (загадочное пресс-папье, дом в котором произошли убийства и в который дети боялись входить - здесь нет экзо-ужаса; ужас здесь иного, более близкого читателю, рода: страхи из детства).

Тем не менее, я не могу сказать, что у дель Торо совсем уж не получилось создать историю, которую было бы скучно читать. Нет, уровень книги достаточно хорош. Это не киношник Гейман, который хорош как сценарист своих фильмов. Автор вполне состоявшийся романист (хотя, наверное, это уже заслуга его соавтора, дель Торо мог выступать только как автор самой идеи, а всю черную работу выполнил Хоган; как знать) - книга похожа на пружину, которая начинается неторопливо с интригующей завязки, подтягивая новых и новых персонажей. Затем её накал возрастает к середине, достигает апогея в конце и... даёт пищу для продолжения саги. Правда, мне из-за ряда сцен мне хотелось название "Штамм" поменять на "Штамп" - уж очень много описано того, что уже не раз использовали в других фильмах. Например, вампиры укрывались днем в заброшенном метро или когда король-вампир хватает человечка, то поднимает его, схватив за горло высоко над землей, а потом швыряет его на стену... Миллион повторений!

Но что стоит особого внимания - это попытка дать в книге описание физиологических процессов превращения человека в вампира. Как, что и почему у него изменяется? Почему для вампиров губителен солнечный свет, в чем особенность серебра, что делают с тканями и органами вампирские вирусы, почему у них такая кожа и почему им необходимо лежать в земле... Вот это псевдонаука получилась отлично выстроенной и ей уделено достаточно много внимания и места.

Дель Торо обещал, что это будет трилогия, но на его сайте (который симпатично и ужасно заточен под его книгу_ я не нашел информации о выходе продолжения. Хотя не сложно догадаться, что во второй книге эпидемия вампиризма (точнее, зомбячьего вампиризма) охватит всю Америку, а в третьей - поглотит весь мир. Как знать, может быть я спешу со своими выводами и судить о грандиозности работы надо не отдельно по первой книге, а по всей саге целиком?  

вампиры, книги

Previous post Next post
Up