НИКОГДА БОЛЬШЕ!
Мы видели груды трупов в лагерях, в которых они убивали нас. Мы стояли в пустых теперь помещениях, где еще совсем недавно наши братья стояли нагими в ожидании смерти.
Мы были там одни и не одни. Рядом с нами витали души тех, кого больше нет, чья кровь лилась как вода, потому что еврейская кровь ценится очень дешево. Мы видели их простертые к нам руки и смотрели в их горящие, терзающие душу глаза, взгляд которых проникал в самую нашу суть. И мы слышали их голоса:
"Никогда больше! Никогда это не должно повториться! Обещайте нам!"
Рав Меир Кахане
В минувшую пятницу я побывал на экскурсии в мемориальном комплексе Яд ва-Шем, организованной музеем, фондом "Генезис", экскурсоводом Лизой Давидович
godinerl и блоггерами nakaryak
http://nakaryak.livejournal.com/и seagull_gull
http://seagull-gull.livejournal.com/
Лиза мне очень понравилась и как гид, и как человек, очень неравнодушный к своему делу, своими познаниями, и трепетным отношением к людям.
Это было мое второе посещение Музея Катастрофы.
Первое состоялось около пятнадцати лет назад, когда я приезжал с мамой в гости к моей сестре.
От увиденного было тяжело. Но тогда я почти не слышал.
Помню, как пошли в темный зал, - мемориальный комплекс, посвященный погибшим еврейским детям.
И я, оказавшись почти в центре зала, некоторое время не знал, в какую сторону надо идти, чтобы выбраться.
А оказалось, что в зале есть поручни, вдоль которых и нужно идти, держась за них.
В этот раз я слышал практически полностью все, что рассказывала Лиза. Хочу отметить и ее превосходную дикцию. Время от времени ее голос дрожал.
Мне подумалось - а каково ей жить с таким грузом знаний, постоянно рассказывая о страшных свидетельствах Катастрофы все новым и новым экскурсантам...
От рассказов Лизы комок подступал к горлу.
Благодаря выданным нам устройствам односторонней связи, нашего гида можно было слышать в других залах, чем многие пользовались, задерживаясь у тех или иных стендов.
В ходе предстоящей поездки у меня появилась мысль, - а надо ли снимать экспонаты Музея, пользуясь предоставленным нашей группе разрешением вести фотосъемку.
Правда, без использования фотовспышек. А потом решил, что не у всех есть возможность посетить этот уникальный Музей Катастрофы.
И кто-то, посмотрев представленные участниками экскурсии репортажи, проявит больший интерес к Катастрофе Еврейства, или откроет для себя что-то новое.
Ниже привожу некоторые кадры из мемориального комплекса Яд ва-Шем, что переводится как Память и Имя.
И пусть эта трагедия не повторится Никогда Больше!
Зал Имен
Свидетельские показания
Пустые полки Мемориала ждут новые свидетельства о погибших
Рассказывает Лиза Давидович
Эта девушка была из другой экскурсионной группы
В этих вагонах для перевозки скота евреев доставляли в места их уничтожения - лагеря смерти Аушвиц-Баркенау, Треблинка, и другие
Лагерь смерти Аушвиц-Биркенау
Модель концентрационного лагеря Аушвиц, иллюстрирующая процесс уничтожения евреев в крематории Аушвиц - Биркенау.
Автор - польский скульптор Мичеслав Стобирски
Перед отправкой трупов в печи у них удаляли золотые коронки
В лагере действовала фашистская пропаганда для Международного Красного Креста. (Фото справа)
На фото слева - иллюстрации жизни узников лагерей, выполненные самими заключенными.
Противостояние
Художественный музей Катастрофы
"Мальчик в кипе". Автор - Маурици Трибач (1861-1941), погибший в еврейском гетто г. Лодзь
"Аушвиц" Автор - Готтлиб Роза
Портрет Эстер Обстфельд. 1975. Автор - Элла Бирон. Внизу: Празднование Песаха. 1946. Автор - Мордехай Тенненбаум.
"Беженец". 1939г. Автор - Феликс Нуссбаум (1904-1944)
Портрет Неизвестного. 1931. Автор - Феликс Нуссбаум (1904-1944)
Лиза Давидович рассказывает о жизни и творчестве художницы Шарлотте Саломон
Рисунок, выполненный ориентировочно в 1920-1922гг Бруно Шульцем (1892-1942)
Бруно Шульц, родившийся в Дрогобыче, не только замечательный художник, но и выдающийся писатель.
Его произведения стоят в одном ряду с выдающимися писателями прошлого века - Владимиром Набоковым и Францем Кафкой.
Принцесса. Автор фрески - Бруно Шульц, вынужденный рисовать на стенах детской комнаты дома, принадлежащего офицеру гестапо, Феликсу Ландау.
Фреска Бруно Шульца
Портрет Тони (Йона) Маль.1928. Автор рисунка - Бруно Шульц (1892-1942)
Талит. 1947. Ева Фишер
Без названия. 1966. Хейнрих-Цви Зусман
Открытие ворот для нас. 1992. Цви Бек
Картина слева: Прибытие семьи в Треблинку. Автор - Сэм Аукс. Справа: Депортация семьи. 1972. Автор - Шимон Балицки На верху: Без названия. Автор - Бецалель (Цалик) Кац
Верхняя картина: Мы не забудем. Автор - Анна Зильберман
Справа на лево: Портрет Алика Перец. 1946. Автор - Эстер Лурье. Портрет молодого мужчины. 1947. Автор - Бен-Цион Рабинович.
Полупортрет. Элан Ицхак (Патрик) Витаньи Полупортрет. 1991. Автор - Исаак Эйнхорн.
"Шоа" Скульптор - Альфред Тибор
"Никогда больше! Никогда это не должно повториться! Обещайте нам!"
Click to view
Линк на сайт Яд ва-Шем:
http://www1.yadvashem.org/yv/ru/visiting/weekly_tour.asp Репортажи других участников:
seagull_gull О жизни. Vol.1nakaryak Музей Еврейской Катастрофыphotootchet Яд ва-Шем: Люди и Лицаdandrey Яд ва-Шем для журналистов и блогеровaksoparus «...Им дам Я в доме Моем и в стенах Моих память и имя, которые не изгладятся...»m_ag_us Без названияlorien22 Яд ва-Шем