-Я выйду у пешеходного перехода, - говорю водителю такси.
- Хорошо, - отвечает мне мужчина 40 лет. И останавливает машину возле вот такого знака.
- Это не пешеходный переход, - говорю я.
- А что же, - с чувством собственной правоты возмущается водитель.
- Ну этот знак вас ПРЕДУПРЕЖДАЕТ, что скоро переходный переход. А сам переход вон там, видите? И знак другой - в синем квадрате.
- Ну-ну, - недовольно бурчит себе под нос водитель, типа "будут тут всякие блондинки его знакам дорожного движения учить". Но послушно проезжает немного вперед и я выхожу. Он, конечно, не знает, что только что подвозил сотрудника ГИБДД с недавнего прошлого, и не знать обозначение знаков дорожного движения я просто не могу. И если бы это был единичный случай! Но за последний месяц 7 водителей из 10 вот так вот ошибались! И это страшно. Потому что, как выяснилось, и школьники далеко не все знают обозначение дорожных знаков.
Сегодня я совместно с Региональной общественной организацией "Самарский клуб такси" начала серию интерактивных уроков по Правилам дорожного движения в школах. Первый в списке - Железнодорожный район.
Моя аудитория в этот день - ученики школ № 42 и 64.
Дело это для меня, в чем-то, новое. Раньше я общалась с ребятами от 13 и старше на тему вреда наркотиков. Теперь с первоклассниками и шестиклассниками - пр правилам дорожного движения. Разработала для себя сценарий беседы, запаслась знаками дорожного движения ( кстати, оказалось проблемой их найти. Обошла три книжных магазина - нигде не было. И только в "Чаконе" нашелся методический материал из 24 знаков) и в 8 утра мы с Алексеем Игоревичем Морозовым - представителем РОО "Самарский клуб такси" поехали в школу № 42.
Первые наши слушатели - первоклашки. Радости их нет предела: пришел настоящий милиционер. "Полицейский" - поправляет ребят учитель. Я, видя, что они с интересом рассматривают мою форму, спросила - сколько звезд на моих погонах, большие они или маленькие, какое же у меня звание? И знаете что? Они не смогли ответить. Впрочем, и шестиклассники попытались назвать меня сержантом. причем, мальчики.
Далее я попросила расшифровать аббревиатуры "ДПС" и "ГИБДД" - и ребята тоже не смогли этого сделать. Провела небольшой ликбез по званиям, сравнивания их с классами в школах. Объяснила, что генерал - тот, кто учится в университете. Рассказала значение аббревиатур. Слушали, затаив дыхание.
Собственно, уже тогда я поняла, что наша встреча для них во многом станет открытием. Показываю знак "Пешеходный переход" - как только его не обозвали малыши. Но в итоге мы все-таки общими усилиями добрались до истины, выяснили - для кого этот знак и что он нам говорит.
Потом показала предупреждающий знак "Пешеходный переход". Вот тут началось - ходить нельзя, только для пешеходов и еще множество самых разных версий. Объяснила - знак для водителей, предупреждает, что рядом пешеходный переход, значит водитель должен быть предельно внимателен, по возможности, сбросить скорость и быть готовым к встрече с пешеходом.
Показала и другие знаки с пешеходами, и каждый раз они вызывали массу версий, но ни одной верной. Потом задала свой любимый вопрос ( потому что ответ на него не знает почти никто, кроме сотрудников ГИБДД. Я и сама только летом узнала об этом).
Как правильно переходить дорогу при выходе из общественного транспорта? - не читая дальше, вы сможете ответить на этот вопрос? Мне предлагались варианты - трамвай - спереди обходить, автобус и троллейбус сзади. Когда я отрицательно кивала головой, тут же варианты интерпретировались по - другому, но НИКТО не дал правильный ответ. Пришлось импровизировать на ходу: роль трамвая любезно согласился выполнить Алексей Морозов, кто-то был пассажиром - пешеходом, кто-то машинами, кто-то пешеходным переходом. И вот так на примере опасных ситуаций - а если перебежать, а если обойти, - прошли весь путь от трамвая до остановки общественного транспорта, потом до нерегулируемого пешеходного перехода ( или потом до светофора).
Сказать, что малышня была в восторге от этой игры - не сказать ничего. (Кстати, на "ура" это восприняли и шестиклассники). Просили- поиграть еще.
Тогда я решила поговорить о том, как родители возят их в машинах. оказалось, что кое-кого перевозят не то, что без детского кресла, а вообще без любого детского удерживающего устройства, не пристегнутыми на заднем сидении. И даже! на переднем сидении без соблюдения требований ПДД.
Я объяснила наглядно, прям вот на пальцах, чем опасен ремень без детского адаптера. Опять - огромные глаза, перешептывания. Попросила ребят самим беречь себя, объяснила, что родители сами забыли ПДД и полагаются, часто, на авось. И привела несколько конкретных примеров ДТП и травм детей, когда из-за вот такого безалаберного отношения детки оставались инвалидами. Снова - тишина в классе.
Ну после таких серьезных разговоров в дело вступал Алексей:
Он загадывал ребятам загадки по Правилам дорожного движения. Некоторые были легкими, некоторые - с хитринкой, какие-то - на логику. Простые загадки ребятня, конечно, щелкала, как орешки. За что получала из рук Алексей световозвращатели.
А вот те, что по-сложнее, действительно вызывали трудности. Например вот такая: слог мой первый спать велит, средний - в музыке звучит, а последний меру знает. ЦЕЛЫМ скорость измеряют.
Или такая: мой первый слог средь нот найдешь, покажет лось второй и третий. Куда из дому не пойдешь, ты сразу ЦЕЛОЕ заметишь.
На эти загадки, кстати, во всех классах, а сегодня я обошла их 10 ( были 1-е классы, 5-е и 6-е) - только с помощью подсказки находили ответы.
Но даже такие легкие - не сразу поддавались ребятам: "Командуя жезлом, он всех направляет, И всем перекрёстком один управляет. Он словно волшебник, машин дрессировщик, А имя ему ..." - варианты были от пешеходного перехода до светофора! Но это, больше, мне кажется, потому что до конца не дослушивали и очень хотели получить подарок.
И даже вот на такую загадку правильный ответ дали не сразу: "Полосатая указка, словно палочка из сказки".
В более старших классах я начинала урок с рассказа о двух ДТП: одно из них вызвало большой резонанс в СМИ в Самаре. Вот видео с ним. тут все ясно: капюшон, наушники, полная уверенность в своей правоте. Что в результате?
Click to view
Ну и второй случай - с мальчиком, которого отец вез на заднем сидении не пристегнутым по сельской местности. Буквально 5 км им надо было проехать до магазина, но навстречу им вылетел КАМАЗ, столкновения избежать не удалось, мальчишка серьезно пострадал: правая рука оказалась полностью парализована. Вы бы видели глаза 12-летних мальчишек и девчонок, которые только что с "усталостью во взгляде" на меня смотрели. Разбираю каждую ситуацию вместе с ними, ищем причину - ПОЧЕМУ пострадали их сверстники? Лес рук: оказывается у каждого в жизни уже была ситуация, когда они или их друзья, родственники были на волосок от смерти. говорим о каждом конкретном случае отдельно - выясняем, почему? Кто-то решил "по-быстрому" перебежать дорогу, не доходя до пешеходника, кто-то просто не стал убеждаться, что все машины остановились. Кто-то на красный пытался перебежать, кого-то в машине возят без адаптера ремня. Не я отвечаю за них, они сами размышляют, выстраивают логическую цепочку, понимая - где причина и какие последствия.
Проходимся и с ними по знакам дорожного движения. Та же ситуация, что и в первоклашками - половину не помнят, что-то вообще не знают, что-то - путают. И я понимаю, что они РЕАЛЬНО знают только две вещи: переходить нужно по пешеходному переходу ( не факт, что, конечно, так и делают, но надеюсь - после сегодняшнего, рисковать станут меньше) или на зеленый сигнал светофора.
Дала задание я мальчишкам 6 А класса 6 школы: подготовить презентацию по ПДД. Сказал - в жюри я одна буду. Сама выберу победителя. Глаза снова загорелись у парней - стали мысли уже свои высказывать, кто о чем напишет.
В общем вывод мой сегодняшний: ПДД дети знают слабо. Малышей спасает то, что их хотя бы родители приводят - привозят в школу, а вот старшие-то сами уже ходят и последствий своих действий на дороге не понимают.
Да и сами взрослые ( уже сколько раз замечала) - элементарные знаки ДД путают. Я про все те же, как минимум, предупреждающие о пешеходном переходе и самом пешеходном переходе. Поэтому сегодня сама сяду со своим 14-летним сыном и проверю: а что он знает? И у меня просьба ко всем родителям - сделайте тоже самое. Заодно и сами вспомните, что уже подзабыли. В Правилах дорожного движения права и обязанности пешеходов в пункте 4.
Потому ПДД - это главный урок жизни.И этот урок надо не только выучить, но и не забывать повторять. Берегите себя и своих детей. А я завтра снова в школу.