Можно ли читать Аристотеля?

Aug 17, 2012 16:56


Не так давно мы с одним из моих ЖЖ-френдов дискутировали на тему, что лучше читать для совершенствования ораторского мастерства Аристотеля или Гандапаса. Конечно, ценность любой книги  находится в зависимости от восприятия ее читающего, так что истинного мнения тут не будет никогда. Спорить беспредметно я не вижу смыла, поскольку не могу говорить о том,  с чем я незнакома.

В общем, закончив читать «Камасутру для оратора» Радислава Гандапаса, я скачала «Риторику» Аристотеля и затеяла очередной эксперимент над собой. Я прикинула, что если читать в день по 8 страниц - в месяц уложусь. За неделю (рабочую) - 40 страниц. Правда, в начале я была не уверена, что Аристотель мне по зубам. Но оказалось, что прошлый год, когда я штудировала Фрейда, Юнга, Фромма и Берна, очень подготовил меня к Аристотелю. И я его понимаю не хуже, чем Гандапаса, правда, не всегда с первого раза))). Обещаю сравнительный анализ по окончании (вдруг он меня разочарует как « Мартин Иден»), тем более что первые впечатления уже есть. А пока предлагаю вашему вниманию выдержки, которые я для себя выписала, потому что они меня очень показательны, заставили задуматься, согласиться или не согласиться, поразили точностью формулировок. Вот они:

Если позорно не быть в состоянии помочь себе своим телом, то не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом.

Частные случаи бесчисленны и недоступны знанию.

Мы ведь до тех пор исследуем известные вещи, пока определим, в силах или не в силах мы их сделать.

Иметь хорошую репутацию значит считаться у всех людей серьезным человеком или обладать чем-нибудь таким, что составляет предмет стремления всех или большинства, или добродетельных или разумных людей.

И вообще более трудное лучше, чем более легкое, потому что реже, а с другой точки зрения более легкое лучше, чем более трудное, потому что подчиняется нашим желаниям.

Сущность, степень и качество вещей таковы, какими их признали знание и рассудок.

Терпеть несправедливость лучше, чем делать несправедливость.

А из двух вещей приятнее та, которая доставляет удовольствие с меньшей примесью горечи и более продолжительное время.

И из двух благ ценнее то, которое ближе к цели.

Добродетели мужчин выше, чем добродетели женщин.

Следует гордиться не тем, что нам даровано судьбой, но тем, что приобретено нами самими.

Когда ты хочешь хвалить, посмотри, что бы ты мог посоветовать, а когда хочешь дать совет, посмотри, что бы ты мог похвалить.

Не все то, что люди совершают добровольно, совершается ими намеренно, но все, что совершается ими намеренно, совершается ими добровольно, потому что человек никогда не находится в неведении относительно того, что он делает намеренно.

Человек вспыльчивый поступает несправедливо под влиянием гнева; человек, страстно любящий победу, поступает так ради победы, человек мстительный - под влиянием мести, человек неразумный - вследствие неведения того, что справедливо и что несправедливо, человек бесстыдный - вследствие презрения к доброй славе.

Итак, все, что люди делают, они делают по 7 причинам: случайно, согласно требованиям природы, по принуждению, по привычке, под влиянием размышления, гнева и страсти.

Люди в силу привычки с удовольствием делают многое из того, что по своей природе не представляет ничего приятного.

Продолжение следует

книги, Мысли, цитаты

Previous post Next post
Up