Все мы помним великие экспедиции Чирикова, Лаптевых, Норденшельда, Нансена, Свердрупа, Амундсена, Колчака, Седова, Брусилова, Шмидта, Шпаро, Чилингарова. Если не помните обстоятельства экспедиций, то наверняка знаете, кто все эти люди, а если не помните подробности их биографий, то все они связаны с северными морями, Арктикой и Северным полюсом. Кто-то северные моря открывал, кто-то исследовал возможности проходов северными путями, кто-то добирался до Полюса. Не все возвращались, но из всех экспедиций привозили важные географические, гидрографические, метеорологические и иные сведения, которые использовались в науке. А вот одна из экспедиций, которая длилась не год-два, а целых 5 лет оказалась забытой, большинство материалов утеряно и восстановлению не подлежит. При том, что 99% участников вернулись живыми и здоровыми.
Что это за экспедиция? Что случилось с ней? Это вторая Гигдрографическая экспедиция Северного-Ледовитого океана (1910 - 1915)
На прошлой неделе мне посчастливилось посмотреть интересный и уникальный фильм. "ГЭСЛО. "Исчезнувшая" экспедиция". Это был закрытый показ среди рабочего дня. На пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, предварявшей показ, выступили режиссер Владимир Непевный, и.о. директора музея Арктики и Антарктики Марина Дукальская, участник полярных экспедиций, в том числе и на Северной Земле Лев Саватюгин и начальник экспедиции на Северной Земле 2013-2014 Владимир Баранов. Говорили про Арктику не много и по делу. Как только я узнала о фильме - сразу бросила все дела - надо идти и смотреть. Потому что север, настоящие люди, герои, сложные условия и отсутствие фильма в прокате.
Документальный фильм про экспедицию под руководством Бориса Вилькицкого, сына того самого Вилькицкого, который руководил Первой гидрографической экспедицией (1898 -1904).
Сложная и интересная режиссерская работа - в отсутствии видео материалов. В основу фильма легло множество фотографий: подлинных, необычных, ценных. Уникальность экспедиции заключалась в том, что в отличие от своих предшественников она была организована на государственные средства. Помним все, как великие путешественники-исследователи собирали средства на свои экспедиции всем миром, стучались к великим патронам, посещали званые ужины, знакомились с нужными людьми, доносили свои великие идеи. Здесь была полностью господдержка, Построены на Невском заводе два ледокольных парохода "Таймыр" и "Вайгач", собрано все необходимое для исследований, в том числе легкие самолеты (которые, впрочем, пришли в негодность при первом же полете), суда оборудованы радиостанциями. Вот только средств на видеооператора не было. Зато фотографий осталось много.
Экспедиция совершила последнее великое географическое открытие - в 1913 году был открыт архипелаг Николая II (Ныне Северная Земля). На этом и завершилась великая эпоха открытий.
Одним из организаторов экспедиции был Александр Колчак, хороший исследователь, уже до этого участвовавший в Русской полярной экспедиции 1900-1902 гг. и в Полярной экспедиции Колчака, когда отправился на поиски групп Толля и Бирули. За эту экспедицию он удостоился Константиновской медали и стал четвертым путешественником, её удостоившимся после Нансена, Норденшельда и Юргенса. Руководителем экспедиции был назначен Иван Сергеев, который отличился в экспедиции трусость., а в 1914 году по болезни был списан на берег и его заменил 28-летний Борис Вилькицкий, который и совершил то, ради чего задумывалась экспедиция - прошел Северным морским путем с востока на запад.
Каждый год ледокольные пароходы выходили из порта Владивосток и шли на север к мысу Челюскин, чтобы постараться его обогнуть и пройти северными морями в Архангельск, но долгое время им это не удавалось. Каждую осень суда возвращались в порт базирования из-за непроходимых льдов. А в 1914 году, когда они еще не дошли до мыса Челюскин, по радиосвязи сообщили, что началась война. И было принято решение пробиваться на запад во чтобы то ни стало. Достигнув открытых годом ранее островов Северной Земли судам пришлось встать на зимовку. Интересно, что все экипажи считались не гражданскими, а военными - позаботился начальник экспедиции Вилькицкий, и все моряки получали жалование за это плавание.
Зимовка была подготовлена грамотно - чтобы экипажи не сошли с ума от полярной ночи и скуки было четкое расписание. Спортивные занятия, приемы пищи, обязательные работы на судне, лекции по физике, биологии, географии, которые читал офицерский состав, обучение малограмотных чтению и письму, литературные чтения по выходным, спортивные соревнования, в том числе футбол, праздники с самодеятельностью. На судах были оркестры, нашлись танцоры и артисты. Многие участники той экспедиции вспоминали об этой зимовке, как о самом лучшем времени, проведенном на судах.
Были, конечно и драматические моменты. В сложных полярных условиях держать себя в руках было трудно. Экипажи не голодали, но в человеческих отношениях случалось всякое. Так дневники Николая фон Транзе - одного из офицеров, проливают свет на драмы его однокашника гидрографа Алексея Жохова, который скончался от депрессии во время зимовки. Одним из виновников его гибели считают весьма жесткого руководителя экспедиции Вилькицкого. Удивительно, но в фильме ни один из руководителей экспедиции не героизирован. Мы привыкли, что полярники, а тем более руководители - герои. Но не в этом случае. Вилькицкий сам временами находился на грани нервного истощения и просил помощи у Николая фон Транзе.
Удивительно, что за время экспедиции погибло только два человека - Жохов и кочегар Иван Ладоничев, умерший от перитонита. Оба похоронены на полуострове Таймыр. Все остальные выжили.
Во время зимовки стало понятно, что если придется стоять во льдах долго (грозила вторая зимовка), то провианта не хватит на всех участников. В 150 милях западнее "Вайгача" зимовал норвежский "Эклипс" с Отто Свердрупом, которые был нанят российской стороной для поисков экспедиций Брусилова и Русанова. Через него осуществлялась связь в Петроградом. Было принято решение, что часть команды отправится пешком к "Эклипсу", который имел больше шансов освободиться из ледового плена. В то же время бывшему боцману экспедиции Толле, а ныне промышленнику Бегичеву была поставлена задача - организовать спасательную экспедицию на оленях, чтобы вывезти моряков в деревню Гольчиха на Енисее. Откуда они уже могли на судах добраться до Красноярска и по железной дороге вернуться в Петроград. Моряки прошли по снегам, тундре, болотам и топям без специального снаряжения на оленьих упряжках. Никого не потеряли.
Но в сентябре льды отпустили ледоколы. Они зашли в Гольчиху, где и взяли на борт успешно добравшихся туда пешком, на собаках, оленях и лодках матросов. Экспедиция продолжилась и вскоре суда прибыли в Архангельск.
Собранные материалы были очень ценны - промеры глубин, описания островов (кроме архипелага Северная Земля были открыты острова Жохова, Цесаревиче Алексия и Старокадомского). а главное - осуществлена возможность прохода северными морями из Тихого океана и открыт более короткий маршрут для судов из Атлантики. 15 сентября 1915 года экспедиция была успешно завершена, а 16 октября расформирована.
Война, революция. Из-за участия Колчака (он занимался оргвопросами) и бежавших за границу Вилькицкого, Транзе, Новопашенного и других экспедицию постарались забыть
Архивы экспедиции сгорели в Ярославле в 1918 году. В конце 50-х годовой материалы экспедиции, собранные по крупицам, были опубликованы гидрографом экспедиции Н. И. Евгеновым.
История этой сложной, продолжительной, невероятно эффективной и значимой для России экспедиции - как никак именно ГЭСЛО присоединила к владениям страны 37 000 квадратных километров, установив российский флаг на Северной Земле - почти вся рассказана в часовом фильме Владимира Непевного. Работа над фильмом шла полгода: архивы, дневники, фотографии. Сделать фильм при отсутствии видеоматериала - еще та работа. Правда, в картине все же есть кадры хроник других полярных экспедиций (в частности Ушакова и Урванцева), которые дают представление о том, в каких условиях приходилось жить и работать команде экспедиции. И есть уникальные кадры отправления экспедиции Седова. Именно с них и начинается фильм.
Невозможно смотреть фильм без слез. История подвига простых и даже необразованных моряков и флотских офицеров, некогда забытая, наконец-то вернулась. Я всегда с особым трепетом читаю дневники и воспоминания участников и руководителей полярных экспедиций. Для меня эти люди всегда самые-самые: сильные, смелые, выносливые, целеустремленные. Они - настоящие герои.
Одно дело сидеть в теплом офисе и клацать по клавишам, и другое мерзнуть в снегах, есть сухари с тушенкой и моржовый жир, чтобы выжить, чтобы вернуться и поделиться уникальными исследованиями и находками. Преклоняюсь перед ними и перед теми, кто возвращает нам забытую историю.
"Современные экспедиции на Северную землю несколько иные. И условия более комфортные - насколько это можно говорить о жизни в полярных районах. 17 лет стояла законсервированная станция на мысе Баранова. И в 2013 году её расконсервировали и сейчас она принимает ученых, а также туристов. В 2015 году 42 ученых вели там научные исследования. Идут геоморфологические исследования на острове Большевик. Над Северной Землей летают беспилотники -проводят фотосъемку. С 2016 года на станции будут работать также и финские ученые. На станцию транспортом "Алексей Трешников" завезены в достатке топливо и продукты питания", - сказал Владимир Баранов, начальник экспедицции на Северную Землю в 2013-2014 гг..
На еще одном острове Северной Земли - Комсомолец ведутся гляциологические исследования. Ледник Академии Наук возник 9 000 лет назад - что стало известно после его сквозного берния на 980 метров. Полярный исследователь Лев Саватюгин развеял опасения на счет глобального потепления. В керне, который извлекли из ледника Академии Наук, видны периоды в 25-30 лет, когда наступало потепление, но потом климат опять становился холодным-арктическим. Сейчас именно такой период, скоро он завершится. В Арктике уже началось похолодание.
Полярники - особые люди. Об их работе, я считаю, должны знать многие. И уж тем более история полярных экспедиций, которые открывали новые земли для России достойна того, чтобы дойти до каждого. Фильм прекрасен, в том числе и музыка, написанная молодым композитором Даниилом Непевным. Вот только есть вероятность, что фильм мало кто увидит. Как и почти все документальное кино, которое ежегодно в большом количестве снимается в России, заляжет он на полку и покроется пылью. Минкультуры нашло средства на съемки фильма, но как всегда не нашло средства для кинопроката.
И было бы здорово, если бы этот фильм прошел не только в РГО или на закрытых показах, но и был доступен широкому зрителю. Тем более, что фильм шикарен. Консультантами выступили Виктор Боярский - замечательных полярник и Ангел-хранитель Музея Арктики и Антарктики (без него музея бы не было) и его зам, а ныне и.о. директор Музея Арктики и Антарктики Мария Дукальская.
ГЭСЛО
Авторы сценария: Владимир Непевный, Анатолий Никифоров\
Режиссёр Владимир Непевный
Фильм озвучивали Сергей Курышев, Валерий Кухарешин
Оператор Александр Филиппов
Композитор Даниил Непевный
Консультанты Мария Дукальская, Виктор Боярский
Продюсер Виктор Скубей
СевЗапКино, при поддержке Министерства культуры, 2015, 60 мин
**********************************************************************************************************************
За исторические фотографии выражаю благодарность режиссеру Владимиру Непевному
***********************************************************************************************************************
Да, я с удовольствием фотографирую
самолеты,
автомобили,
яхты, производства и делаю
фоторепортажи.
Пишите мне на nizakrit@gmail.com или звоните +7 905 274 55 55 если хотите получить фоторепортаж с автомероприятия, регаты, производства или личного события.
Подписывайтесь на мой
Instagram.
Добавляйте мой журнал в друзья, чтобы быть в курсе интересных событий.
Жмите кнопки, чтобы поделиться красотой и полезностью с друзьями.