За крайние 4 дня совершила 4 перелета разными авиакомпаниями, побывала в нескольких российских аэропортах, оценила особенности доставки до/из порта. Поэтому хочу поделиться свежими наблюдениями и оценить качество обслуживания, которое, как известно, сильно страдает во всех сферах в России.
В материале упоминаются аэропорты Санкт-Петербурга, Москвы, Барнаула. Авиакомпании S7 Airlines, Aeroflot, Transaero и доставка поездами Аэроэкспресс. Все беспристрастно с точки зрения обычной пассажирки эконом-класса, которая хорошо попутешествовала по России и Европе и которой все же хочется элементарного комфорта и удобства при перелетах.
фото riamotor.ru
Питер Пулково-1
От моего дома до аэропорта 10-15 минут на машине. Но самое неприятное подстерегает не на шоссе, а на въезде на парковку. Хорошая пробка организовалась в связи с дорожными работами по строительству развязки для нового терминала. Парковка вечером вся забита, найти свободное место не так то просто. Остается только надежда, что скоро все достроят и всем будет мега-удобно.
Еще в аэропорту начались проблемы с регистрацией через терминал S7 Airlines. Постоянно объявляют, дескать, регистрируйтесь в терминалах самостоятельно, но при этом при попытке выбрать более удобное место, система зависла и все. С третьего раза система была готова меня зарегистрировать, но вежливо отправляла к стойке регистрации, дескать у меня какие-то там особые условия.
Отстояла очередь, получила посадочные талоны, только ручная кладь.
фото aviator-ru.lj.ru
На досмотре в Пулково как всегда маленький хаос: корзин для одежды не хватает, места для того, чтобы снять обувь-надеть бахилы тоже. Но вот самое неудобное, что приходится тащить на себе всего в двух руках ручную кладь, лоток с обувью и лоток со шмотками. да еще со всем этим счастьем на руках стоять очередь, потому что пропускают только два аппарата. А пассажиров на несколько рейсов большой поток. На этот раз меня не облапали. Девушка отошла за лотками, а я проскочила мимо неё.
Как обычно аэробасы на Москву отправляют от выходов 1-6. С ручной кладью корячишься по неработающему эскалатору, а потом по древнему травелатору, где каждая неровность хорошо ощущается подошвой, даже если ты просто стоишь. Уже ученая, иду в дамскую комнату в главном здании аэропорта, ибо у выходов 1-6 таковых просто нет, и придется возвращаться сотни метров по травелятору.
Приятно удивило, что на этот раз посадку произвели во время. Обычно любят затягивать время без объявления причин. Народ стоит, девушки на стойках копошатся, а посадку не производят. Было такое, что аж целый час пришлось быть в неведении, а у меня как всегда стыковочный рейс в Москве, а следующий только через сутки.
S7 Airlines
Сегодня без задержек. Довезли автобусом до борта, высадили и быстренько загрузили внутрь. Никаких ожиданий о сверхкомфорте у меня не было. Знаю этих S7 как облупленных. Даже сухой холодный сендвич не дадут на перелете Питер-Москва или обратно. Милые симпатичные девушки - единственная отрада для пассажиров этой авиакомпании. ну и неограниченно можно пить томатный сок и воду. Конечно, никто литрами сок тут не выдает, но просьба пассажира закон, поэтому прошу несколько стаканов. Мои соседи следуют примеру)
При снижении попадаем в зону ветрового сопротивления. Самолет ведет себя как пьяный. Не буйный и радостный, а именно пьяный. Шатает его из стороны в сторону. Ну и в довершении всего приземляемся как кенгуру, прыжками. Поделилась своими наблюдениями со стюардессой, она сказала, что ничего не заметила. Как же можно не заметить вихляния борта перед касанием шасси земли я просто не понимаю.
И уже не говорю, что бедные иностранцы, они ничегошеньки не понимают, что там говорит экипаж. Ощущение, что все английские слова произносятся командиром экипажа с кляпом во рту. В любой иностранной авиакомпании, даже бюджетной, прибалтийской на любом языке все инструкции произносятся четко и ясно. Но не у нас.
фото samolety.org
Москва Домодедово
Высаживают в Домодедово быстро, насколько это возможно в международном аэропорту. Несколько шагов и мы уже в зоне трансфера. Быстро штампуют посадочные билеты и опять обыск. Никогда не понимала для чего транзитных пассажиров обыскивать.они же только что сошли с самолета. И я своими вопросами часто мучаю аэропортовый персонал. Варианты ответов самые разные: они же проходят по аэропорту (а ничего, что это закрытая зона и кроме сотрудников и уже обысканных пассажиров, сошедших с бортов. там никого нет), в других аэропортах досмотр не строгий (да-да, как раз в Москве-то самый легкий досмотр. На Камчатке меня с товарищем завернули, когда мы провозили артефакты с острова Матуа, в Барнауле завернули, когда нашли под подкладкой сумки здоровенные ножницы - а с ними я как раз из Москвы прилетела, и таких примеров много привести могу).
Правда здесь и места достаточно, и ждать не нужно. Если обувь на плоской подошве, без каблуков, то можно и не разуваться. А дальше все хорошо в Домодедово. Все выходы четко обозначены, навигация здесь самая лучшая. Потеряться невозможно.
фото domodedovod.ru
Опять S7
Дальше - интереснее. Погрузка в тот же S7 до Барнаула прошла быстро и хорошо, но вот потом...
Напоили. Разнесли ужин. Взяла мясо. А вместо мяса оказалась котлетка с прожилками и кусочком пластика, о который чуть не сломала зуб. Стюарты как всегда сослались на приступ импотенции и ушли в отмазки - это не мы готовим, это нам такое поставляют. Я бы на их месте предложила бы другую порцию, извинилась и приняла на борту жалобу. Но нет, мне предложили искать представителя авиакомпании в порту прибытия и выяснять все вопросы уже с ним. Холодные закуски включали рыбу-селедку и какую-то белую соленую рыбку. Никогда не понимала зачем кормить пассажиров дешевой селедкой. Неужели нельзя предложить кусочки приличной красной рыбы. А еще всегда удивляет, почему чай подают в микроскопических чашках на один глоток. Кипяток пролиться может? Ну так если чашка будет больше значительно, а нальете её неполную, то ничего не случится. Сколько на яхте хожу с хорошей качкой, что-то не припомню, чтобы у нас чай из чашек выливался. А в воздухе обязательно выливается? Так вот решила улучшать свой комфорт. Попросила большой стакан для чая. А я помню, что в Аэрофлоте как раз чай дают в обычных стаканах для воды. И нормально все напиваются.
фото samolety.org
Летела я в платьюшке, и воспользовалась предложенным стюардессой пледом. Так приятно завернуться в него, снять сапоги, подтянуть наверх платье и сложить ноги в карман впередистоящего кресла. Иначе лететь 4 часа просто невозможно (когда же наконец придумают в спинках кресел какие-нить держалки-ступеньки для ног. А то приходится вечно полулежать в раскорячку калачиком, не зная куда сложить конечности. И вот пригревшись я уснула. За 40 минут до посадки командир объявил о начале снижения, и стюардессы побежали по салону собирать пледы. Вот это я считаю, совершенно ненормальным. Пассажиры еще спят, рейс ночной, а пледы у них забирают, чтобы они замерзли. Где тут уважение к пассажирам? Боится авиакомпания, что потырят пассажиры их дешевые синтетические пледы. Подходит ко мне стюардесса, я не реагирую, она громче повторяет, чтобы я отдала плед. А я по нескольким причинам не могу этого сделать: во-первых, мне в нем комфортно, и еще лететь добрых полчаса, за которые я замерзну, а во-вторых, подол платья для удобства находится выше необходимого для приличия уровня - сниму плед и что? Стриптиз показывать?
Стюардесса начала истерить, в голосе это почувствовала. Сказала ей, что приземлимся - плед верну. "Только лично мне в руки", - сказала она. Разве так обращаются с клиентами?
Барнаул, аэропорт им. Титова
Приземлились нормально, но как всегда русские придурки хлопали в ладоши. Не припомню, чтобы за границей хлопали- разве только, самолет не наполнен русскими. К трапу подогнали автобус, провезли 20 метров и высадили. Раньше в Барнауле автобуса не было. Прилетает два-три борта в день, подъезжают к зданию, пройти 20-30 метров не страшно. Но теперь какая-то техника безопасности организовалась. Купили автобус и все, теперь ждешь, пока все выползут с борта, пока загрузятся в автобус, пока он проедет чуть-чуть, пока выгрузит пассажиров. Не вижу логики. Тем более, что машину обслуживать надо, бензин денег стоит, зарплату водителю платить.
фото altapress.ru
Рано утро до города только на такси доехать можно за 500 р.. но если исхитриться, то можно и за 350 р. договориться. Из города с 7 утра начинают ходить рейсовые городские автобусы, но первый рейс идет через весь город без остановок, поэтому сразу берите такси. Стоимость 260 р. без багажа, 280 р. с багажом.
Вылетала обратно через три дня. На входе в аэропорт попросили паспорта. У меня-то был, а вот тетушка впопыхах забыла. Но с милым охранником мне удалось договориться, поулыбаться, перекинуться парой слов, спросить куда же делась его любвеобильная собачка-эрдельтерьер, и убедить, что шахидок среди нас нет, и париков мы не носим.
Терминалов для самостоятельной регистрации в аэропорту нет, а девушки за стойками весьма милы. На досмотре как всегда ни иголки не пропустят - этим и отличаются все службы досмотра в аэропортах на периферии. Особого шика и комфорта от барнаульского аэропорта не ожидала - все нормально и без проблем. В самолет загрузили вовремя.
Аэрофлот
Маленький аэробус, в вс. в Москву летит мало желающих. Нормальный персонал на борту. И английский язык здесь значительно лучше. Из английской речи я узнала, что лечу бортом с именем великого путешественника Георгия Седова. Возгордилась. Приятно очень. Хорошую фишку сделала компания, назвав каждый самолет именем известного человека. На сиденьях у всех уже были уютные пледы, и их никто не забирал до окончания полета. Вышли - оставили. Да, напомнили, что пледы и подушки - собственность авиакомпании и попросили оставить на сиденьях. Приятно очень.
На завтрак, наконец-то не предлагают блинчики или омлет, которыми наесться просто невозможно.
Дали нормальное горячее. Говядину с каким-то бугусом или бургусом - очень приятным вареным зерном типа перловки, но нежным и вкусным-вкусным. Из холодных закусок несколько видов мяса и сыра. Хотелось овощей - но видать уже не сезон. Все прилично. Даже удалось поспать несколько часов. Приземлились в Шереметьево без приключений.
фото samolety.org
Москва Шереметьево
Спокойно и без нервов высадили, загрузили в автобус, быстро довезли до терминала. Аэропорт с утра, а прилетела я в 11.15, пустует. Мой следующий рейс из Внуково, так получилось, что весь день никаких бортов на Питер в воскресенье нет. Иду искать аэроэкспресс. Навигация говорит, что поезд до столицы на 3 этаже. Быстрый неслышный лифт доставил меня на 3 этаж, а потом был марафон из терминала D в терминалы E и F. Ничего не скажу плохого, спокойно прогулялась по полупустым залам аэропорта. Всюду на полу наклейки со стрелками, парочка травелаторов. Заблудиться невозможно.
фото svo.aero
Аэроэкспресс
Стрелки довели меня до автоматов Аэроэкспресса. Без проблем купила билет за 320 р., получила сдачу бумажками. Единственное неудобство, что с 11.30 до 12.30 поезда не ходили. Перерыв. На перрон пускают только за 15 минут до отправления поезда, а посидеть негде. В холле нет диванчиков. Урны есть - диванов нет. Зашла в ближайшее кафе. Задала вопрос на счет диванов служащему аэропорта - показал, что дальше за углом находится комната отдыха. Вот только указателей к ней нет. Нужно знать. Неужели сложно в холле около касс Аэроэкспресса поставить несколько диванчиков. Пассажиры-то разные.
Ровно за 15 минут до отправления, когда все прибывшие пассажиры вышли с перрона, нас запустили. Поезд идет 35 минут до Белорусского вокзала, и садиться нужно в хвостовой вагон, чтобы сразу выйти и никуда не идти по перрону. Электричка чистая, мягкая и красненько-позитивная. Все удобства на борту. До вокзала домчали вмиг. Вот только вид из окон меня очень смутил. Давно не была в Москве. Вдоль железки столько хламовников, убогое жилье, какие-то помойки, производства бетона с горами отбросов... Бррр. Вспомнила, что в Пекине, пока едешь в поезде любуешься на автострады, поля, многоэтажные застройки. Все четко, ровно и цивильно. На выходе на вокзал билеты к турникетам прикладывать не нужно, хотя в поезде предупреждали сохранить проездные документы до конца поездки.
фото aeroexpress.ru
Встретившись с подругой, перекусив и поболтав, я отправилась во Внуково с Киевского вокзала. Вокзал ремонтируется, но работа Аэроэкспресса четкая. Правда чтобы купить билет нужно поискать кассы. Почти у входа сидит тетушка и продает билеты на Аэроэкспресс на 40 рублей дороже. А чуть дальше, свернув налево и попав в зал ожидания с сиденьями, замечу, можно купить по нормальной цене в 320 р. в кассе или у автомата билет в один конец. На перрон выход отсюда же, состав легко найти. Правда, некоторые пассажиры почему-то не могут отличить Аэроэкспресс от обычной электрички. В вагон забежала пафосная дама с букетом роз и поинтересовалась, останавливается ли состав в Переделкино. Очень удивилась, что едет мимо, прямо в аэропорт.
Москва Внуково
Дорога во Внуково более приятная, чем из Шереметьево: новостройки, коттеджики, дачи. Билеты до конца поездки сохранять необходимо, так как на Киевском вокзале турникетов при входе нет, а вот в аэропорту на выходе они имеются. Дальше очень интересно. С навигацией во Внуково мягко говоря грустновато. Указатель говорит, что по левому и правому эскалатору зоны вылета, однако зона вылета только по правому. Вся навигация мелковата, приходится напрягаться, чтобы не заблудиться и чего-то не пропустить. Где какие стойки регистрации нужно либо знать, либо обладать орлиным зрением, чтобы разглядеть издали номера. А вот найти выход, не спрашивая персонал просто невозможно. Я зарегилась в киоске, багажа у меня не было, а вот номер выхода найти на указателях нельзя. Пришлось спрашивать. И даже оказавшись в зале ожидания перед зоной досмотра с номерами выходов, тоже как-то все некомфортно с навигацией. На стене надпись, что выходы 8А-17 в той стороне. Подходишь к вывеске, поворачиваешь. заходишь за стеклянную стенку, оказываешься в зале паспортного контроля, идешь интуитивно через двери, оказываешься в зале досмотра, быстро все проходишь и опять попадаешь за какую-то стеклянную стену-ширму. И вот там на тебя нападают назойливые предлагатели мильных карт. От их сервиса можно отвязаться только рявкнув. Никакие "спасибо, мне ничего не нужно" здесь не действуют. Как банные листы приклеиваются.
фото 360travel.ru
Внуково еще достраивается. Ведутся отделочные работы. с 8 по 11 выходы все хорошо, рядом и туалетные комнаты, и кафе, и магазины. Но мой рейс перенесли на 17 выход. Кажется, километр я топала по мраморному полу, проходя пустынные залы. Наконец, дошла. Хотела сесть подальше от пассажиров, тем более места достаточно - но обнаружила на сиденьях толстый слой пыли. Пришлось сесть там, где кто-то уже пыль эту обтер. Посадку начали в срок, самолет подогнали к самому выходу. Все прекрасно. Но главное, что во Внуково пассажиров очень и очень мало, нет толп и очередей. все тихо и спокойно. Есть где посидеть, ожидая вылета.
Трансаэро
Самолет видавший виды, это я поняла по внешнему виду. Да и по интерьерам, кажется, что ему давно пора на пенсию. Но ничего, долетели благополучно. Трансаэро - единственная компания, которая предлагает карамельки. Добрые такие карамельки. И вроде бы сегодня уши редко когда закладывает на современных самолетах, но здесь традиции чтут). Приятно так, детство вспоминается.
А потом я вырубилась. За крайние 4 суток удавалось поспать считанные часы, поэтому еще не взлетев, я задремала. Очень хотелось кушать, надеялась, что здесь покормят. Но, когда открыла глаза, у всех пассажиров уже еда была, впереди ехала тележка, наливала соки, чай, кофе, выдавала еду, но за ряд до меня тележка свернулась и ушла в хвост. На мой вопрос, почему меня не покормили, услышала простой ответ - так вы же отдыхали. Трансаэро уже не первый раз вот так пытается обломать пассажиров. Кстати, на дальних рейсах выдают даже специальные наклейки: "разбудить" и "не беспокоить", однако стюарды все равно на них не реагируют. Наклеишь на спинку кресла "разбудить" - тележка с едой все равно проедет мимо.
Мои возмущения быстренько погасил поднос с закусками (кстати, единственный поднос из всех авиакомпаний, который прекрасно катается по столику. Того гляди, что на одежде окажется весь ужин. Меню вполне удачное: хлеб, булочка, масло, рыбка соленая, овощной набор - лучшее из того, чем кормят в эконом-классе между столицами.
фото samolety.org
Санкт-Петербург Пулково-1
Приземлились хорошо, отбуксировали быстро, но с борта никого не выпускали. Продержали минут 15, сообщили виноватым голосом, что в Пулково нет достаточного числа автобусов, поэтому придется подождать. А в это время встречающиеся думали-гадали, почему же пассажиров, прилетевшего вовремя рейса не выпускают. Но все проходит, и это ожидание тоже. В зале прилета попала в любимые объятия и отправились к авто на стоянке. Как всегда парковка в Пулково-1 создает сложности. Благо, что за время ожидания машинку никто не заблокировал. и проехали через парковку как-то весьма быстро. На выезде движение затормозил трактор - ведутся работы по строительству подъездной дороги к новому терминалу аэропорта, поэтому все перекопано вокруг и движение медленное, да еще по обочинам стоят машины, чьи владельцы не хотят платить за время простоя на платной парковке перед терминалом.
А когда зашла в интернет, в личных сообщениях лежал дружеский скриншот моего борта.
Вот так, побывав в 5 аэропортах, сменив 3 авиаперевозчика и сравнив все удобства-сложности для пассажиров я вернулась в лучший город Санкт-Петербург. Очень надеюсь, что авиакомпании мониторят блогосферу и свои упоминания, увидят этот пост, возьмут на заметку и что-то изменят в своем сервисе к лучшему.
Пока что самый лучший сервис у Аэрофлота и Аэроэкспресса. А из аэропортов удобен Домодедово, да и Шереметьево ничего так. А персонал замечательный в Барнауле.
Фотографии все не мои, взяты с сайтов компаний и аэропортов. Жаль, что ни у Пулково, ни у Внуково невозможно найти хорошие фото на сайтах.
Добавляйте мой журнал во френды, чтобы быть в курсе интересных путешествий.
Понравился пост - жмите кнопки