Первые сутки экспедиции на Курилы я безмятежно почивала в каюте. Спасибо за это Олегу,
m0ris и капитану.
А утром 21 июля мы подошли к острову Шумшу. Должны были пойти в Северо-курильск, но хвала и почет Андрюхе-капитану, что он завел яхту на остров, увидев отличную погоду.
Добраться на Шумшу, говорят, сложно. Но нам везло. Два раза мы там побывали. 21 июля и 11 августа - как раз накануне моего и маминого дней рождения. Туманы - зло в этих местах. Упадет - ничего не видно, а у берега и камни и фарватер не простой - японцы в бытность свою на острове изменяли фарватер, чтобы русские корабли не подошли.
Остров, размером 20 на 30 км, заполнен старой военной техникой. В горах скрыты склады с продовольствием, боеприпасами.
Японцы соорудили тут много чего и надежно закрепились на острове. Но 18 августа 1945 года наши войска штурмом брали остров, а 23 авгутса японцы капитулировали. Наших там полегло в полтора раза больше чем японцев. Ну да кто ж солдат считает у нас?
В советское время были на острове несколько населенных пунктов: Байково, Козыревское, Шутово, Бабушкино. стояла погранзастава. Нынче остров необитаем. Точнее нет там ни одного населенного пункта. Но живут маячники на маяке Чибуйный. к ним мы в гости ходили и об этом будет отдельный пост.
Остров невероятно интересен. Помимо кладези из военных артефактов, что на поверхности, есть еще подземные галереи. Одну из них мы нашли, ребята прошли на несколько метров вглубь, а я не пошла. Потому что обещала одному человеку вернуться домой. И уж сильно мне хотелось в эту рукотворную пещеру попасть, но каски не было (своды ни забетонированы, ни укреплены). Я, правда, не сильно расстроилась. Потому что больше всего мне не хотелось расстраивать любимого человека и не выполнять данные обещания.
Ребята далеко не прошли - часть галереи была затоплена. Но лучше покажу и расскажу по-порядку.
Спасибо японцам - остались надежные причальные стенки из бетона.
В Петропавловске-Камчатском даже таких нет на яхтенной стоянке. Ужжос тот же самый, что и в
прошлом году.
А вот наши тоже потрудились - точнее не потрудились как всегда. Грязь, мусор, брошенная техника, остовы судов - Россия, даже гадать не нужно.
Но пойдем дальше. Природа тут дивная. Не смотря на присутствие человека, травы и кустарник все же отлично справляются со своей ролью - растут и цветут.
А виды, хоть и слегка попорченные ржавыми железяками, вдохновляют как любовь. Правда, остаться на этом острове мне не сильно хотелось, хоть и виден Парамушир - соседний остров,через Второй камчатский пролив, и вулкан Алаид тоже изредка выходил на горизонте из дымки.
Мы решили забраться всюду, куда можно, пока у нас есть время и греет солнышко.
Впечатлили огромные резервуары для хранения топлива. В склоне вырыты ямы как раз, чтобы поместить цистерны, высотой с 4-х этажный дом. Отлично сохранились.
Толщина листа стали больше, чем фаланга моего пальца. И мы залезли на самый верх.
Витя походил даже по крыше цистерны, мне было слегка боязно - листы прогибались под витиными шагами.
Сверху открывался шикарный вид.
А в глубь цистерны вел люк и лестница. Но туда забираться мы уже не стали. Зато изобразили известную скульптурную группу. Фото Маши.
На Шумшу в память о военных действиях стоят несколько памятников японским солдатам, и один памятник японо-российской дружбы 1992 года датировки.
Весь остров изрыт рвами и окопами, много воронок от взрывов бомб. Но вместе с тем в погожий день великолепный виды открываются на соседний Парамушир, который часто стоит в тумане.
По ароматной траве и стланику дошли мы до старого маяка. Лестница разрушена, маяк не работает.
Зато получились вот такие интересные постановочные фото Олега.
Обратно решили пройти по берегу и спускались по скалам как заправские козлы горные или десантники. Я почему-то почувствовала себя морским котиком, а через пять минут уже настоящей нимфой. Купание в холодном водопаде - отличный аттракцион. Фото
m0ris и Олега.
А еще здесь я нашла кусок ракушки в форме сердца и сразу поняла, кому я её подарю. Эта ракушка путешествовала со мной по всем островам и всегда была при мне - так что повидала она ого-го сколько.
Следующим пунктом был аэродром. По ВПП хоть сейчас могут бегать Сессны. В холме разместились ангары для легких самолетов - наверняка какие-то из них были с пилотами камикадзе. А на склоне подбитая крылатая машина, на обшивке которой не расписался только разве что только безграмотный. В отдельном посте выложу эти письмена.
Да, в экспедиции занималась гимнастикой постоянно, дабы сохранить гибкость и повеселить товарищей. Фото Вити.
Потом нам сказали местные, привозившие туристов на отдых, что за аэродромом лежат много самолетов "Кобра". Но в тот заход мы их не нашли. Правда, привезла я домой кусочки обшивки тех самолетов, значит когда-то мы до них добрались.
От аэродрома до пристани идет вполне нормальная дорога - можно проехать на внедорожнике. И кое-где стоит и даже странно так лежит военная техника.
Стоят разрушенные и полурассыпавшиеся здания - и все это на фоне дивных пейзажей и снежников острова Парамушир.
И очень мне понравилось, как товарищи уходили по дороге куда-то в туман, не оставляя следов.
Вот было бы здорово, если бы и наши военные научились не оставлять за собой следов, когда покидают свои базы...
А в туман буквально через несколько часов мы попали на яхте. И вот тогда-то у меня вспотели ладошки...