После
поступления в университет я попал в 711-ю студенческую группу. Расшифровка кода группы простая: 7 - код факультета (промышленно-экономический на момент поступления, экономический на момент окончания), 1 - номер курса, 1 - порядковый номер группы. Я думаю, неспроста у моей группы был такой порядковый номер, среди студентов, с которыми мне посчастливилось учиться, немало незаурядных личностей. Я решил рассказать о своих одногруппниках, разумеется, в рамках возможностей моей памяти.
Особенность факультета, на котором я учился и особенно моей специальности - сильный гендерный сдвиг в сторону женского пола. Например, в соседней 712 группе на 25 девушек приходился 1 (один) парень! Представляете, какого ему было 8 марта? Впрочем, было и 23 февраля... Нашей группе в этом плане повезло, у нас было 5 мальчиков, с них и начну.
Кузин Юрий. С ним я познакомился
на картошке, мы жили вместе у тёти Дуси Бобковой в деревянном домике в д. Слепые. Он был родом из Гусь-Хрустального и очень напоминал символ своего города, и не только внешне (у него и впрямь была длинная шея). Он много выпендривался, но в целом был безобидным. Наши девчонки повелись на его харизму и выбрали его комсоргом, что и предопределило его судьбу на долгие годы. Мы с ним не были даже приятелями, просто одногруппниками одного пола, и, хотя он жил в том же
общежитии, что и я, мы никогда не пересекались, настолько мы были разными. Насколько я знаю (информация Миши Федосеева, с которым я общаюсь в соцсетях), Юра сделал карьеру по комсомольской линии в родном городе, был женат дважды, спился и умер от цирроза печени в 2004 году.
Савин Андрей. Андрей каким-то образом откосил от картошки, но тем не менее мы быстро стали с ним приятелями. Нижегородский интеллигент в нескольких поколениях, с ним было легко и приятно общаться. Он не ходил с нами по пивным ларькам, но иногда разделял с приятной компанией бутылочку портвейна, но исключительно марочного. С девочками он дружил избирательно, выделяя Галю Ивлеву и Наташу Казарину. После окончания обучения в Университете уехал по распределению в Красноярский край, в последние годы был директором градообразующего завода в Железногорске. Мы с ним в одно время (2008-2014 гг.) плотно общались в соцсетях. Он часто ездил на отдых в Таиланд и постил крутые фотки. Андрей умер 3 сентября 2020 года (информация от его дочери Дарьи).
Выпускники военной кафедры Горьковского государственного Университета 1981 года. 4-й слева в верхнем ряду Андрей Савин, 2-й справа в том же ряду Юрий Кузин. Я второй слева в верхнем ряду.
Гольнев Александр. Может, я ошибаюсь, но Саша присоединился к нашей группе не сразу с начала обучения, возможно, со второго курса. Мы стали с ним приятелями на почве общего разгильдяйства, вместе прогуливали занятия и употребляли алкогольные напитки. Саша был талантливым человеком: сочинял стихи (и заразил меня этим делом), пел и играл на фортепьяно. Папа у Саши был высокопоставленным военным начальником в нашем университете, поэтому авантюрные выходки Саше часто сходили с рук, ну и мне в придачу. На четвёртом курсе у Саши случилась любовь с Мариной с радиофака, которую он почему-то упорно называл Машей. Саша совсем потерял голову и совершал авантюрные поступки, например, без копейки денег добрался (на самолёте!) до Кишинёва, где в стройотряде работала в это время Марина. В результате этой любви у пары родилась дочка, когда они поженились, я не знаю.
После окончания университета Саша распределился на оборонный завод в Горьком, и всё у них было хорошо, но проклятая
перестройка сломала Саше жизнь. Вроде он стал в больших количествах потреблять технический спирт, изымая его из технологической цепочки на заводе, потом завод обанкротился, Саша потерял работу. Эти два фактора (спирт и потеря работы) привели к тому, что Саша тронулся умом. Сыграл свою роль и талант Саши, говорят такие люди предрасположены к душевным расстройствам. Воспользовавшись этим, хитрые родственники отобрали у него квартиру и поместили его в психушку. После этого все родственники отвернулись от него, кроме теперь уже бывшей жены Марины, которая ежегодно навещала Сашу, снабжала его провизией и оплачивала медицинские услуги.
В 2008 году Марина организовала для меня и
Оли Абрашиной встречу с Сашей в психушке в г. Бор, где он в то время пребывал. Саша узнал нас, хотя на тот момент с нашей последней встречи минуло больше 25 лет, а с начала его болезни около 15-ти. Он обрадовался, а нам с Олей было грустно видеть человека из нашей молодости в таком состоянии. К сожалению, болезнь прогрессировала. Я периодически общаюсь (всё реже и реже) в соцсетях с Мариной, у них два внука. Последний наш контакт был в 2021 году, в то время она жила в Германии. а Саша оставался в том же лечебном заведении и его пичкали седативными препаратами. По рекомендации врачей Марина прекратила встречи с Сашей, но, как я понял, продолжала помогать финансово.
Вихарев Сергей. Сергей был значительно старше всех нас, лет на 10. Но он не производил впечатления взрослого мужчины на нашем фоне. Было в нём некое некритичное отставание в развитии, инфантилизм что ли. Его выделяла среди всех нас ещё одна особенность: он не был комсомольцем, и дело тут не в возрасте, я достоверно знаю, что он никогда им не был. В разговорах со мной он открыто выражал свои диссидентские взгляды, что было тогда редкостью. Да, почти все слушали в то время
“вражьи голоса” и почитывали самиздат, но вот так чтобы открыто высказываться, пусть и в дружеском кругу, такого я больше не помню. Учёба давалась ему с трудом, я помогал ему, особенно в математических и программистских дисциплинах. Как и большинство моих приятелей, Сергей любил выпить, но делал это как-то непрофессионально, что ли. Он мог быстро опьянеть с одной бутылки портвешка, брезгливо относился к идее выпить из горла или использовать баночку из-под сметаны вместо стакана. След Сергея потерялся в родном его городе Городце Нижегородской области, куда он вроде бы устроился на работу после окончания учёбы.
Продолжение про девочек.