oko

про Москву-сити, личную машынку и жизнь в мегаполисе

May 16, 2007 15:29

попытка скомпоновать мысли

недавно промелькнула новость про план постройки спец-дороги к Москва-Сити. Мол, уже сейчас, когда там работает всего десяток тысяч людей уже наблюдаются проблемы с транспортом, а планируется. что там буде 400 000 рабмест. Оставим последнее число на совести журналистов, ибо ранее говорилось "всего" о 100 000, коя эстимация выглядит более правдоподобной. Но не суть, сто тыщ это тоже население Магадана или там Соликамска.

Поразительно, казалось бы - строят мегакомплекс на удивление всему миру, а подъезды к оному - забывают. Однако, если пристально посмотреть на недавнее развитие инфраструктуры любимого города, то ничего удивительно или из ряда вон выходящего в таком подходе не видно. Не знаю даже, вина это или беда московских властей - пусть другие считают, сколько Лужков наворовал. Отмечу лишь, что ситуация в Москве уникальная для России и всего пост-СССР, сравнивать с другими городами бессмысленно, а других градоначальников в Москве пока не было. Что есть - на то и смотрим.

И что видим? Застраиваются пустыри, собачьи площадки. Сносятся трех-пятиэтажные дома и ставятся 18-этажки. Заселяются туда люди небедные, у всех по машине, часто не по одной. Расширяются ли дороги? Нет. Появляются ли стоянки? Практически нет.

К примеру, вблизи моего места проживания в последние годы построено более 20 новых высокоэтажных домов. На месте, где они стоят, раньше были - пустыри (Кастанаевская 12, 13, Олеко Дундича 32), детский сад (Кастанаевская 9), промзона (7 корпусов на Василисы Кожиной 14), малоэтажные дома послевоенной постройки (Кастанаевская 19, 24, Большая Филевская 14), хрущевки (квартал между Тарутинской, Кастанаевской и Герасима Курина). Расширено и благоустроено магистралей - 0 км. Построено стоянок - 0 машино-мест.

И так везде. Количество личного автотранспорта (ЛТ) растёт, сейчас в Москве уже более 3 миллионов. Нас успокаивают, что где-то на четырёх миллионах, мол, произойдёт насыщение, каждая семья поимеет своё авто и успокоится. Про рост населения и соотвественно - числа семей почему-то не говорят.

Вместе с тем, качество обслуживания общественным транспортом (ОТ) неуклонно снижается. Интервалы растут, новые маршруты появляются только в новых районах, плодятся маршрутки - транспорт третьего мира. По интервалам вообще получается наиболее наглядно - ещё 20 лет назад редко где случалось увидеть интервалы более 10 минут (например, вот страница из справочника 1982 года - http://fot.com.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=1399), сейчас же вне пик даже у такого загруженного маршрута как 130-й интервалы составляют 25-30 минут. Поскольку свято место пусто не бывает - почти все маршруты наземного ОТ дублируются маршртными такси.

Почему машрутки - зло. Помимо претензий к качеству вождения и безопасности, у маршруток есть куча недостатков, ставящий их вне системы городского ОТ. В них нет проездных, как внутренних, так и действующих на других видах ОТ. У владельцев контор нет практически никакой социальной отвественности - они могут в любой момент закрыть или изменить любой маршрут без каких-либо последствий (Мосгортранс - МГТ- же такого себе позволить не может). Они не создают свою маршрутную сеть (за редким исключением) и свою инфраструктуру (остановочные павильоны, информационные таблички), паразитируя на уже имеющихся, отъедая прибыль с МГТ. Кроме того, они не ходят по расписанию, ожидая пассажиров стоят на остановках, загромождая проезд и т.д. и т.п. Есть очень небольшая вероятность, что крупная контора (тот же Автолайн) вырастет в полноценную городскую транспортную компанию, но надежды на это небольшие.

Внеуличный ОТ тоже в загоне. Темпы постройки новых линий метро смехотворны, ухаются дикие деньги на дурацкий монорельс. Железные дороги не принадлежат Москве, поэтому там всё так же или ещё хуже. Так нужные Москве городские электрички - предмет мечтаний, жд не справляется даже с подвозом пригородного народа, куда им до развития убыточных структур на благо другого, кхм, хозяйствующего субъекта и куда им до налаживания нормальных связей с городским ОТ. Пикантности ситуации добавляет то, что будучи переданными, скажем, Москве оные загнутся окончательно. Планы Лужкова по ликвидации нескольких вокзалов известны.

Личный транспорт - вещь, конечно, необходимая. Там кондишын. Там не пахнет пóтом (резкое появление обонятельно-нежных граждан в последние годы - несомненное завоевание демократии). На нём удобно. И т.д. Если серьёзно - нужны, конечно, авто личные. Ведь в обладании машиной велик фактор престижа, а писькомерянье есть основной атрибут нашей цивилизации. Не попрёшь. Опять же сотни людей убедительно докажут мне, с примерами, что уж им-то личная машинка жизненно необходима. Спорить не буду. Необходима. Дача там, ребёнка на теннис завезти, в Ашан, опять же.

Отказ же от личного транспорта требует определённой гражданской позиции. Способности отказаться от комфорта и пелевинского анального вау-фактора. Понимания, что личный автомобиль используется крайне мало, по сравнению с ОТ. Что он занимает бесполезное место на улице - среднее количество пассажиров в единице ЛТ почти в сто раз меньше, чем в единице ОТ, в то время как место средний автомобиль занимает на дороге всего в 5 раз меньше площади, чем средний, скажем, автобус. Кроме того, автобус, доставив гражданина из пунтка А в пункт Б едет далее, перевозя следующего из пункта Б в пункт В, в то время как личное авто стоит себе вхолостую, занимая полезную площадь.

В нашей стране, думаю, отказаться от личного транспорта население можно заставить только под угрозой массовых расстрелов. Значит, количество ЛТ будет только расти. Тем более, власть особенно и не стремится заинтересовать население в услугах ОТ. Он убыточен, лежит на власти тяжкой обузой, посему пущай свои колёса покупают, а те кто не может - поскорей куда-нибудь деваются. Головной болью меньше.

Создание премлемых условий для езды на ЛТ (в первом приближении - банальное строительство дорог) - тоже обязанность власти. Тут, кстати, Москва впереди России всей. Дороги строятся, кочки ровняются, разметка наносится. Одни это объясняют тем, что на дорогах можно много денег наворовать, другие - что Лужков тоже по этим дорогам колесит и для себя и того (В.В.) парня строит. Как бы то ни было, дороги худо-бедно, но строятся.

А вот тут есть один момент или, если хотите, мой персональный пунктик. Ради которого всё это вышесловие и писалось. Состоит он в том, что дороги у нас строить не то чтобы бесполезно, но как бы... недостаточно. Строительство дорог внутри МКАДа (в частности, упомянутого дублёра Можайки) соотвествует лечению симптомов, а не болезни. Болезнь же заключается в том, что Москва -- город несомненно европейского типа (относительная компактность, многоквартирные дома, концентрация рабочих помещений), а развитие инфраструктуры идёт как для мега-полиса американского (для коего характерны большая территория, низкоэтажная застройка, распределение бизнеса по всей территории). Именно для американских городов характерна второстепенная роль ОТ по сравнению с ЛТ, а транспортная инфраструктура заключается в широких хайвеях.

У нас же - как обычно, всё через задницу. ОТ в загоне, дороги строятся, но при этом все нежилые непроизводственные строения тяготеют к центру, а сами мы живём в 120-квартирных "человейниках" (которые, повторюсь, активно строятся на месте 20-квартирных).

К чему всё это приведет? Москва автомобильная встанет.

Разумеется, это не произодёт в один прекрасный день неожиданно. Уже сейчас во время снегопада или электрической неполадки можно добираться до работы по 5-6 часов. В дальнейшем это станет случаться чаще и чаще, хватать будет не снегопада, а дождя и не 15 аварий на кв.км., а трёх. Случаться это будет не два раза в год, а два раза в полгода, потом два раза в месяц.

Поскольку уменьшения населения не предвидится, то все те, кто не сможет попадать на работу на ЛТ, мигрируют в метро (морща носики, понятно). Но там уже и без них полно народу. Давки в часы пик на Библиотеке, Проспекте Мира, Киевской, Таганской - не то чтобы не редкость, я прямо таки будничное явление наших будней. Про Выхино вообще умолчим, дабы не омрачать. Наш самый загруженный в мире метрополитен уже структурно устарел и пыхтит из последних сил. Увеличение пассажиров его доканает.

Что же делать? Есть два варианта.

Один - для жителей страны эльфов. Строить малоэтажно, но широко, от Дмитрова до Серпухова, от Орехово-Зуева до Наро-Фоминска. Выносить бизнесы на окраины или в другие города. Отказываться в ряде случаев от ЛТ (со стороны гражданина) или ограничивать использование оного (со стороны властей). Уменьшать интервалы и увеличивать количество маршрутов полноценного ОТ. Жестко ограничить вездесущие маршрутки. Развивать внутригородские и сквозные электрички. Строить метро.

Естественно, знающий жизнь скажет - в строительстве замешаны такие деньги... область на объединение с Москвой никогда... в Москве все деньги и бизнесы никуда... а лично мне моя машынка нужна всегда и с чего это я откажусь...

Поэтому для знающих жизнь - реалистичный второй вариант. Стойте в пробках. Дышите оксидами серы. Рожайте астматических детей. Ругать при этом можете кого угодно - коммунистов, демократов, Лужкова, мировую закулису.

размышлизм, политика, Родина, Москва

Previous post Next post
Up