Бывает, что роды не идут. Вернее, идут, но очень медленно. Не так, как написано в временных стандартах раскрытия шейки матки. И этому придумано множество названий - от "слабость родовой деятельности" - у нас, до "отсутствие прогресса" - за границей. "Ребенок не хотел выходить", "схватки были неэффективными/слабыми". Много мутных слов и ни одного ясного обоснования, почему.
А последствия дальше не радуют. От несбывшегося желания родить дома до кесарева сечения в результате, с промежуточным вариантом в виде стимулирующих препаратов, также повлекших за собой ряд других вмешательств и превративших роды в искусственные.
Мне видится аналогия между диагнозом "слабость родовой деятельности" и объяснением причины, почему мама не смогла кормить малыша - "отсутствие молока". И в том, и в другом случае - кажется, будто дав название - объяснили причину, происходит подмена. От накленного ярлычка, наречения явления, оно будто становится познанным.
Однажды в Мексике
традиционная акушерка Наоли Винавер рассказывала о родах, которые сильно затянулись. Она деловито села на кресло, скрестив одну ногу на другой, приложила указательный палец к носу и изобразила такой азартно хитро-задумчивый взгляд. И сказала: "Я смотрела на эту женщину и думала - Чего же не хватает этим родам?"
Позже она говорила об этом вопросе - как инструменте. Никто и не помышлял тогда о том, чтобы куда-то отправлять роженицу, начинать ее усиленно рожать и лечить. Да, конечно, я думаю, что при этом состояние ребенка как-то отслеживалось - слушалось сердцебиение.
Безусловно, самое частое, в каком направлении стоит размышлять - это исходя из концепции ощущения женщиной безопасности в родах. Поскольку научно доказано, что страх женщины отражается на мышечном напряжении в теле, которое, в свою очередь, напрямую тормозит раскрытие шейки матки - т.е. выглядит это как болезненные неэффективные схватки - слабые, редкие, хаотичные, или ритмичные, сильные, но без прогресса в раскрытии.
О том, что обеспечивает женщине эту безопасность хорошо и много писал французский акушер-гинеколог Мишель Оден в своих книгах "Кесарево сечение: безопасный выход или угроза будущему?". Коротко это можно описать метким русским переводом - "Правило трех "т"" - Тепло, Тихо, Темно. Женщине для расслабления и чувства защищенности необходимы все те же условия, что нужны человеку для того чтобы - уснуть, - сходить в туалет по-большому, - достигнуть оргазма. Поскольку сами роды - это состояние измененного сознания, выделительный процесс, и часть интимной жизни человека. Ознакомиться чуть более подробно с ключевыми потребностями женщины в родах можно по этой
ссылке.
Но понятие безопасности у каждой женщины сугубо индивидуально. Кому-то спокойно и возможно расслабиться только в поддерживающей и знакомой обстановке дома, в объятиях мужа, без каких-либо посторонних глаз. А кому-то для чувства защищенности нужна родильная палата с металлическими блестящими инструментами, люди в белых халатах и контроль электроприборов, гарантирующих, что роды находятся под контролем, и все "если что" отслеживаются. А присутствие мужа может напрягать, потому что при нем хочется быть лучшей, красивой и не терять лицо. Или есть страх испугать его. Или еще что.
Но иногда понятие безопасности связано с еще более тонкими вещами, которые не пропишешь ни в одной статье. Возможность перекусить любимой шоколадкой, надетый на тело крестик и обручальное кольцо, возможность позвонить маме или сестре - могут существенно расслабить. И наоборот, например, мысли о том, что акушерке скучно, пока у меня идут такие долгие и нудные схватки, а не проснутся ли дети от моих стонов, или "необходимость" родить до какого-то часа, потому что - а тут вариаций вообще бесчисленное множество - могут очень сильно давить и в конец блокировать движение родового процесса.
И каждый раз об этом стоит задумываться индивидуально.
Быть может, самой женщине стоит в первую очередь брать на себя отвественность в поиске этого дискомфорта, чем акушерке или доуле. Ей изнутри куда виднее - достаточно только прислушаться к себе и ощутить нечто зудящее, фоновое, напрягающее. Возможно, для этого потребуется даже какая-то смелость и мужество. Сказать близкому человеку, мужу, например, что ты хотела бы рожать без него - страшно, ведь он может не понять и обидеться. Признать, что акушерка на этих родах не нужна - сложно, ведь ее вызвали среди ночи и ей платятся немалые деньги. Отказаться от идеи домашних родов - хоть ты и понимаешь головой, как это полезно и правильно для всех участников - родить естественно - может открыть в женщине целую Вселенную, навык - по умению слышать и слушать себя, свои чувства больше, чем даже свою начитанную голову или правила приличия. Но рожает не хорошая девочка, не идеальная мать и жена, а просто женщина. Которой просто что-то нужно в этих родах, что-то особенное, ее ключ.
У американских индейцев есть теория о жизни, состоящей из двух полюсов энергии - жара и холода. Жар - это любовь, жизнь, движение, энергия, поток. А холод - то, что блокирует их: страх, гнев, ненависть. Каждый человек сам интуитивно ощущает, что есть жизнь и ее поток, а что - зажим на Ее реке, плотина, создающая преграду течению.
В родах, конечно, необходима энергия Жара. Ведь сами роды - дают новую жизнь. И когда Наоли говорила о том, чего не хватает этим родам, она как традиционная индейская акушерка, исходила из концепции жара. Кого-то в родах разогревает смех, а кого-то высвобождают слезы. Разговор или несколько теплых слов - могут открыть. Прикосновения и ласка. Новый человек в родах. Задача - открыться, открыть сердце, душу на встречу жизни, чтобы энергия струилась.
Эти энергии можно менять, трансформировать холод в жар - это искусство, которым может овладеть каждый человек. Зажим - в раскрытие, сдержанность - в улыбку, раздражительность - в принятие. Чувствуете, как что-то открывается внутри?
Смотрите на роды - также. Что в них - холод? Чего в них не хватает для разогрева? Кстати, в тех родах, о которых начала рассказывать Наоли, женщине в родах не хватило энергии секса. Природы мужчины. Этот рассказ записан мною вот
здесь - история о Ханиэле.
Бывает, что женщина, измученная от часов схваток и со слабеющей верой в себя и свои силы - выныривает, смотрит мне в глаза и спрашивает - "Долго еще? Что я делаю не так? Что нужно?" И я говорю ей: иди внутрь себя и спроси своего ребенка. Каждый ребенок хочет родиться. Тело - хочет родить. Они не обманут, им можно довериться, они точно знают, что им нужно. Ребенок хочет родиться. Спроси.
На самом деле, в жизни происходит все то же самое. Наше развитие, рывки вперед и достижение нового происходят из точки покоя и безопасности. Рождение идей, благополучный исход, прорыв в чем-то случаются в раскрытии и любви - в жаре, а не холоде и зажимах. И совершенно также мы можем спрашивать себя, когда чувствуем, что что-то подзатянулось, тяготит, стоит на месте, стопорится - "Что этому нужно?" "Чего не хватает моим "родам"? Ведь вся наша жизнь - это роды.