Последнее время мир меня удивлял многовариантностью реакции, проявлений на одно и то же событие. Я увидела, осознала, насколько люди все разные, и насколько это не пустые слова. И что при этом нет ни плохих, ни хороших, ни правильных, ни неправильных. Что даже совершенно аморальные поступки внутри могут иметь под собой свет и драму, что ненависть и проклятия могут быть просто бессилием и болью, может быть - все, что угодно! Вот вообще - ВСЕ, что угодно...
В один момент меня подняли куда-то высоко-высоко и я увидела жизнь человека как полотно, где множество нитей переплетаются, где все логично и в результате - правильно, что в контексте жизни души - нет ошибок, нет слабостей, нет вины - есть то, что есть. Ну, оно просто есть и складывается по причинно-следственным связям, а из этого - складывается жизнь человека - такая, какая есть. По ней Там никто оценок не выставляет, ты не хороший или плохой ученик, ты не сдаешь тут экзамен и не предстаешь перед Ним на суд. Ты просто видишь, что все, что пережил - как бы напоминает круг, совершенный в своей замкнутости причинно-следственных связей, совершенный в своей ровности. Твоя душа могла ставить какие-то задачи на эту жизнь, ты мог их решить, а мог и нет, мог в пути - поставить новую и неожиданную, а оказывается еще более древнюю и живущую с твоей сутью уже не одну жизнь.. Ты просто чувствуешь, что теперь ты с Ним, а своей жизнью ты просто выхватил кусочек Вселенского совершенства и осознал его, про_яв_ил его.
Это, безусловно, моя вера. Вернее, мое знание.
Но начала я с такого длинного предисловия, чтобы сказать, что в таком контексте, перестает существовать оценка: "тем" путем человек идет или нет, верно он делает или нет, ты даже помыслить не можешь о том, чтобы взять на себя наглость определить это, потому что я - лишь частичка Бога, и только Богу видна вся картина. Причем "картина" - в самом широком смысле. Я могу видеть черное пятно рядом со мной на картине, будучи на ней лишь мазком, и оценивать его как плохое, грязное, омрачающее картину. Но откуда мне быть уверенной, что это черное пятно - не является зрачком глаза волшебной Моны Лизы?...
Переставая оценивать, начинаешь принимать.
Осознавая, что у каждого человека обязательно да найдется какой-нибудь скелет в шкафу, какая-нибудь ситуация, от которой ему жгуче больно до сих пор, от которой он ощущает себя плохим. Понимая, что у тебя, например, есть зависть или вредность, а у него - глупые ложинки на пустом месте и малодушное раздражение, думаешь о том, что все мы просто люди, человеки. Неидеальные мы, не боги. У всех нас свое переплетение болей и любовей в душе, свои победы над собой и проигрыши, но все мы хотим быть счастливыми, каждый делает это в свою реальную силу, как умеет. И каждый из нас, такой лохматый в своих чувствах, разношерстный в своих стремлениях и побуждениях, такой удивительный в своих страхах, - очень-очень хочет быть любимым, принятым.
Важно уметь принимать себя и не компенсировать это неумение за счет приятия других. потому что всегда найдется человек, который _не_ примет.
Но важно уметь принимать и других. На самом деле, учась приятию других, таких разных, ты учишься приятию себя, такого разного. Ты становишься шире, больше. У Гессе, вспомнилось сейчас, в Степном волке была мысль, естественно не цитирую, что вот когда ты познаешь в себе все возможные Я, когда расширишься до того, чтобы вместить их _все_ в себя, и когда ощутишь, что эти Я - бесконечны и все могут быть и все живут в тебе - ты познаешь Бога.
Наше стремление изменить другого основывается на ощущении раздельности. На иллюзии раздельности. Мы исходим из веры, что есть Я и ТЫ. Но на самом деле существует лишь Мы.
Сначала я поняла это через детей. Я глубоко прониклась ощущением того, что мать и ребенок - это симбиоз, единая система, в которой один является отражением другого.
Когда мы разделяется, возникает воз-действие и противо-действие. Где - "воз" - гордыня, действия и самоощущения, в которых ты ставишь себя выше другого, берешься судить, каким другому человеку нужно быть или не быть. И "противо" - борьба, в которой ты пытаешься достигнуть результата приемами, средствами; отношения, в которых ты либо побеждаешь либо проигрываешь, в зависимости оттого, стал ребенок таким, каким хотел ты, или каким захотел он. Это я называю воспитанием.
Если ребенок заболел, мы ищем причину в нем - набегался на морозе, заразился от друга, и лечим его прямым воздействием - впихивая на симптомы лекарства.
Если у ребенка душевная проблема, выражающаяся в неприятном для нас поведении, мы также ищем причину в нем, ощущая себя родителем, который должен как-то изменить ребенка.
Когда мы не отворачиваемся от Вселенной, в которой вообще-то говоря, едино все, потому что Бог есть все, и ощущаем себя с ребенком - едиными, одно - за-одно :),
тогда не воспитываешь, а растишь. Принимая человека таким, какой он есть. И в этом единении понимаешь, что ребенок впитывает в себе не все то, что ты пытаешься донести ему напрямую, а все подтексты, все мотивы, все истинные чувства и стремления, он впитывает в себя - _твои_ реакции, а не те, которые ты ему стараешься механически навязать, твои способы восприятия и твои чувства в тех или иных ситуациях. Они, т.е. ты настоящий, и являются для него настоящим воспитанием.
Поэтому когда у ребенка душевная проблема или неприятное поведение - начинать нужно с себя. В этом единстве он реагирует на что-то свое твоим способом и если ты его изменишь, он изменит свое отношение к ситуации, свое - про_яв_ление.
Когда ребенок болеет - он берет на себя душевную боль родителей, и искать причину и лечить нужно прежде всего свою душу.
Видение неделимости, ощущения себя в единстве выросло во мне до осознания своего МЫ с миром. Со всей Вселенной. И тогда понимаешь, что когда тебе не нравится то, что окружает тебя в твоей реальности, нужно менять свои мысли, верования, неосознанные блоки и установки. потому что снаружи все то, что внутри. Вселенная не ведется на твои прямые воздействия типа - хочу иметь деньги! хочу быть счастливой, а смотрит, как ребенок, вглубь, в настоящее - в веру в то, например, что богатые - нечестные люди, а счастье - только если и еще если. - И отражает, во что веришь. Можно долго и упорно противопоставлять себя миру, завоевывая счастье, борясь за место под солнцем, доказывая, подстравиваясь под обстоятельства или стиснув зубы не сдаваясь им. . А можно почувствовать себя с миром заодно :) Как с ребенком в родах. Не сжимайте зубы, дайте жизнь. Дайте жизни быть. Слушайте болевые ощущения, не озлобляясь на жизнь(роды), а идите на боль, она указывает на блок, на ваше сопротивление, противопоставление себя - ей, борьбу с ней. Слушайте жизнь как ребенка, она искренняя, правдивая, неискаженное зеркало вас.
Потом открытием для меня стало, что мужчина и женщина в паре - не противопоставлены, а вместе.
И когда возникает проблема, разделяясь, мы перебрасываем друг другу мяч ответственности за как в пинг понге, мы обвиняем другого в его недо- или пере-, мы ищем виноватого - в принципе. Мы воспринимаем его или ее - как отдельного от себя человека, с которым нужно разговаривать, в лучшем случае - искать компромиссы(компромисс - это такая штука, в результате которого каждый остается недоволен :) (с)), в худшем - опять же, манипулировать, искать методы и приемы, чтобы получить желаемое "поведение".
Осознавая ваш союз как единую систему, понимаешь, что любая проблема - общая. И тут действуют те же законы, что и для отдельно взятой души с ее проблемой. Проблема - потенциальное развитие, дар, урок, задачка, которую нужно решать в сторону более глубоко осознания любви. Так вот возникшая проблема во взаимоотношениях с ним или ней - это дар НАМ от Бога, и НАМ _вместе_ нужно его решать. Даже если больно вам. Или наоборот только ему.
И когда наталкиваешься на какое-то неприятное (от слов "не принять") в другом человеке, нужно думать в сторону себя, что во мне такого, что он отражает это? Чем я в себе, неосознанным, пробуждаю в нем такое неудобное НАМ поведение? - это не путь к самобичеванию и маниакальном видении в себе всегда вину в том, что происходит. Это взаимодействие. Ведь и он в тебе чем-то своим - будит и отражает что-то в тебе. Расти друг через друга (также как и родитель с ребенком).
Наконец, недавно мелькнувшая догадка пронзила, что это Мы - такое, как между родителем и ребенком, такое, как между мужчиной и женщиной, такое как между реальностью и тобой, существует между тобой и _любым_ человеком.
Да, это старая и бородатая как мир теория зеркальности. Но заигравшая для меня более глубокими, любовными красками.
Принцип зеркальности строится на том, что мы не принимаем в другом человеке именно то, что есть в нас самих, но что мы, скорее всего, не осознаем либо блокируем. Раньше я воспринимала это с какой-то потребительской? точки зрения. Если я что-то не принимаю в человеке, значит, мне от него в этом кроется какой-то дар. Но сейчас я вижу нас во взаимодействии, и понимаю, что это я могу рождать в нем дар для себя:), т.е. дарю ему что-то, и также являюсь для него чем-то, и что существует только бесконечное мы - перетекание и отражение из одного в другое.
Вспомнилась мысль, не помню откуда, что когда указываешь пальцем на человека, четыре в это время обращены к тебе.
И, наконец, размышляла над словом "изменить " другого. ну или себя. Думаю, недаром "измена" - предательство и "измена" - изменение - звучат одинаково либо как минимум однокоренные. Не пытайся предать другого, не веря в него и в Него, - давай ему быть таким, каким он хочет быть - его Богу изнутри виднее. И себя человек тоже не меняет, невозможно это, есть только развитие и деградация, которая, неизвестными богомудрыми путями, оказывается всегда путем к Нему.
Отделяясь от ребенка, не можешь ощутить блаженное вместе, в союзе с любимым человеком - каждый ощущает себя одиноким, в отношениях с миром - одиночество чувствуешь не только ты, но и миру без тебя одиноко... :)