Оригинал взят у
andp2027 в
Конгресс правящей партии Венесуэлы: курс - на социализм. С 26 по 31 июля 2014 г. в Карака прошел конгресс правящей Объединенной социалистической партии Венесуэлы (PSUV). Основными направлениями работы стали вопросы идеологии, усовершенствование программы и организационной структуры, вопросы партийного строительства. В хронограмме съездов нынешний числится первым основным конгрессом, поэтому ему придавалось огромное значение.
Политический контекст.
Съезд проходил на фоне достаточно напряженной политической обстановки в стране. После муниципальных выборов декабря 2013 г. оппозиция, осознав, что на фоне роста поддержки власти шансы обрести значительное политическое влияние конституционным путем минимальны, решила пойти ва-банк. В феврале 2014 г. протесты в Венесуэле резко радикализовались и стали носить насильственный характер. Это произошло практически одновременно с радикализацией Майдана. Каракас стал латиноамериканской улицей Грушевского, о чем я писал
здесь). Период с февраля по июнь 2014 г., когда оппозиция начала проводить тактику радикальных уличных протестов, стал на текущий момент пиком внутриполитической нестабильности. Имеющее место социальное недовольство нередко подогревалось искусственно. В целях стимулирования протестных настроений представители частного сектора экономики, поддерживающие оппозицию, систематически устраивали искусственный дефицит товаров, перебои в поставках продовольствия и т. д. - тактикой, названной властью «экономической войной». Политически недовольство вылилось в акции насилия, получившие название «гуаримба».
Не стоит преувеличивать стихийный характер гуаримбас. Нередко они проводились на заказ - на деньги, получаемые оппозицией от местных или иностранных покровителей. В ходе столкновений за это время погибли 43 человека с обеих сторон. Была создана специальная парламентская комиссия по расследованию всех случаев гибели. В официальной прессе появилась информация о том, что оппозиция имеет, так называемый, план
«Выход». Цель этого плана состояла в смещении Н. Мадуро с поста президента любым путем.
Однако полностью дестабилизировать ситуацию оппозиции не удалось. Провал избранной тактики привел к ослаблению самой оппозиции. В конце июля с поста генерального секретаря коалиции оппозиционных партий «Блок демократического единства» (MUD) ушел Рамон Гильермо Алеведо. Он занимал эту должность с момента основания MUD в 2008 году. Алеведо заявил, что его отставка обусловлена причинами личного характера, но вместе с тем выразил надежду, что это будет способствовать обновлению и реструктуризации оппозиционного объединения. Его уход значительно ослабил политический потенциал блока.
Одновременно между лидерами MUD, раздираемого внутренними противоречиями и амбициями, нет консенсуса. В нем четко обозначались два крыла - умеренное и радикальное. Первое олицетворяет экс-кандидат в президенты Энрике Каприлес, соперник Н. Мадуро на президентских выборах 2013 года. Умеренная оппозиция готова идти на диалог с властью и на определенные уступки. Радикальное крыло представляют депутат Национальной ассамблеи Мария Корина Мачадо и Леопольдо Лопес, который в настоящее время находится под стражей по обвинению в организации акций насилия. В их планы входит обособление от MUD и создание альтернативной оппозиционной партии «Гражданский конгресс». По оценкам аналитиков оппозиционная коалиция, созданная преимущество под выборы, оказывается недееспособной в постэлекторальный период и в настоящее время стоит на грани распада.
Подготовка к съезду.
Подготовка к съезду стартовала в апреле 2014 г., когда по всей стране были созваны местные ассамблеи низовых первичных организаций партии - так называемых, «Единиц битвы «Уго Чавес» (Unidades de Batalla “Hugo Chávez”, UBСH). Таких ячеек по всей стране насчитывается порядка 13,6 тысяч. Вплоть до конца мая в ассамблеях проходили дебаты. 8 июня кандидаты на съезд выдвинули свои кандидатуры, и 20 июня имело место голосование. Право голоса имели пять тысяч сто членов партии, созванных на ассамблеи. В итоге были избраны 537 делегатов съезда. С 21 по 25 июля прошла Подготовительная встреча делегатов, кульминацией которой стала праздничное заседание 24 июля в честь дня рождения Симона Боливара. 26 июля съезд начал свою работу. Помимо делегатов в нем принимали участие депутаты Национальной ассамблеи от PSUV, мэры городов и руководители муниципалитетов, состоящие в партии. Всего в работе конгресса участвовало порядка восьми ста человек. В ходе предшествующих общенациональной встрече дебатах в рамках UBHС была разработано порядка 25 тысяч предложений и инициатив. Многие из них были рассмотрены делегатами. Остановимся на ключевых решениях конгресса.
Слова президента Н. Мадуро
Президент держит в руках устав PSUV. На нем - советский серп и молот.
Первым решением конгресса было признание единственным лидером Боливарианской революции экс-президента Уго Чавеса (1953-2013). Также за умершим президентом был закреплен пост «вечного лидера PSUV». Это будет прописано в новой редакции устава партии. Президентом партии был избран нынешний лидер государства Николас Мадуро. Были внесены коррективы в концепцию «дерева трех корней», разработанную У. Чавесом, согласно которой у Боливарианской революции три источника в лице исторических национальных героев: Симон Боливар (1783-1830) , Симон Родригес (1769-1854) и Эсекиэль Самора (1817-1860). По общему согласию конгресса «четвертым корнем» революции стал У. Чавес.
Открывая съезд Н. Мадуро сформулировал пять тезисов, которые с его точки зрения носят ключевой характер для дальнейшего развития боливарианского процесса. Во-первых, им было заявлено, что без социализма нет устойчивого независимого развития Венесуэлы. Таким образом, был подтвержден социалистический характер революции, провозглашенный У. Чавесом в 2006 году. Кроме того, в этом тезисе явно имеет место отсылка к референдуму 2007-го года, когда среди прочих поправок предполагалось в нескольких статьях Конституции записать, что Венесуэла - социалистическое государство. Тогда чависты на референдуме потерпели поражение. Данное заявление президента Венесуэлы можно рассматривать как преемственность курса на социализм.
Во-вторых, по мнению Мадуро самая главная задача состоит в развитии социалистической производственной экономики. Данный тезис можно интерпретировать как намерение усилить роль государственного сектора экономики с акцентом на предприятия, занятые в реальном производстве и промышленности. В третьем, самом лаконичном тезисе Мадуро определил социализм как демократию. Четвертый тезис президента был метафорически ярок: «Главная Революция совершается в духе, это Революция Любви». Наконец, пятый тезис был посвящен международным аспектам: по мнению президента полицентричный и многополярный мир и латиноамерикано-карибское единство есть гарантия мира и равновесия на планете. Съезд оценил данные тезисы как базисные и фундаментальные и постановил способствовать их идеологическому развитию и проработке, а также максимально распространить среди венесуэльцев. Весьма показательно, что четыре из пяти стратегических тезисов так или иначе связаны с понятием «социализм». При этом, бросается в глаза, что Мадуро явно дистанцируется от понятия «социализм 21-го века», введенного У. Чавесом, и использует термин «социализм» скорее в классическом значении. При этом в рабочих документах съезда наряду с традиционным термином «Боливаринанская революция» часто употреблялся и «звучал» рефреном термин «социалистическая революция». Одним из постановлений съезда был подтверждён военно-гражданский характер революционного процесса, провозглашенный еще У. Чавесом.
Решения съезда
Венесуэльские
краснорубашечники.
Делегаты приняли решение предпринять максимум усилий по увязке процесса трансформации государства согласно задачам, разработанным на съезде. Вероятно, реализация этого намерения столкнется с трудностями, поскольку хоть PSUV и является правящей партией, но в Национальной ассамблее имеет очень зыбкое большинство, которого явно не хватает для принятия стратегически важных решений. Также съезд призвал в разработке более эффективных механизмов общественного участия в решении таких проблем как преодоление экономической зависимости, бюрократизация и коррупция. По мнению делегатов низовые структуры PSUV должны стать авангардом народа в сопротивлении «экономической войне», развернутой оппозицией и частным сектором против государства и проявляющейся в спекуляции товарами первой необходимости и в контрабанде. Искусственное создание дефицита действительно становится фактором роста оппозиционных настроений в обществе. В связи с этим съезд уполномочил президента создать в течение шести месяцев четыре специальных государственных комиссии, в компетенцию которой входили бы проработка целей, задач и методов социалистического преобразования Венесуэлы в духе идеологии У. Чавеса. Это будут комиссии по борьбе с экономической войной, по пропаганде, агитации и коммуникации и третья - Национальная комиссия по формированию партийных кадров PSUV. Мадуро решил не тянуть с их созданием, и 27 августа официально было объявлено о начале их функционирования. Известно, что главной задачей комиссии по пропаганде станет создание и издание ежедневной общенациональной партийной газеты PSUV. Также в каждом штате планируется открыть Партийную школу PSUV, за что будет отвечать последняя из перечисленных комиссий. Наряду с новыми органами исполнительной власти создан дополнительный пост вице-президента, отвечающего за общественные организации и движения, их более эффективное включение в политику. Это решение можно расценивать как стремление расширить социальную базу власти. Также организационная структура PSUV дополнится постоянно действующим Экономическим конгрессом, который будет собирать и анализировать предложения об улучшении экономического положения от низовых организаций.
В течение шести месяцев партия намерена провести процесс обновления и ротации в руководящих органах всех уровней. К январю 2015 г. будут переизбраны или избраны новые руководители партийных подразделений. Это решение можно квалифицировать как стремление оздоровить партийный состав PSUV. Дело в том, что в Венесуэле с некоторых пор появилась часть бюрократии, названная в народе как «болибуржуазия» (или боливарианская буржуазия) - это те функционеры или сторонники PSUV, которые на словах поддерживают правительство, а на деле используют лояльность власти в личных корыстных интересах. По всей вероятности, партия решила очиститься от тех сторонников, которые дискредитируют правящую партию в глазах простых граждан.
Известно, что в повестку конгресса входила полемика вокруг вызвавшего широкий общественный резонанс открытого письма бывшего вице-президента Хорхе Джиордани, в котором он подверг критике экономическую политику правительства и лично президента. Письмо поддержал бывший министр по оразованию и электрической энергетике Эктор Наварро, за что был исключен из Центрального комитета партии. Однако публичному освещению этот момент съезда не был предан.
Отдельным постановлением съезда были определены внешнеполитические приоритеты современной Венесуэлы. Они были перечислены в следующем порядке: Боливарианский альянс (ALBA), Petrocaribe,
Союза южноамериканских наций (Unasur), Содружество государств Латинской Америки и Карибского бассейна (Celac) и BRICS.
Заключительное заседание съезда проходило в здании казарм Мантанья, где покоятся останки экс-президента Чавеса. Завершая съезд, Н. Мадуро зачитал тридцать основных решений съезда (большинство перечислены выше), а также итоговую декларацию съезда. В ней содержался призыв радикализовать и ускорить процесс Боливарианской революции, “чтобы не пасть перед угрозами, исходящими от североамериканской империи”. Мадуро анонсировал, что в декабре 2014 г. в Венесуэле может быть созвана международная конференция левых социальных движений и политических партий с целью расширения международных связей PSUV. В ноябре же будет созвана специальная общенациональная партийная конференция, посвященная разработке, так называемого, Экономического плана перехода к социализму, на которой будет обсуждаться практическая реализуемость принципов, провозглашенных съездом.
Делегаты съезда осудили и призвали дать жесткий отпор оппозиции, реализующей, по их мнению, стратегию государственного переворота. Съезд стал попыткой власти остановить эскалацию общественной конфронтации и продемонстрировать сплоченность своей социальной базы. В настоящее время численность партийного состава PSUV составляет 7,6 млн человек (четверть населения Венесуэлы), в результате чего партия выступает крупнейшей политической организацией и главной опорой власти. В связи с этим съезд стоит рассматривать как важное событие в напряженной жизни Венесуэлы. Вопреки ожиданиям скептиков, которые прогнозировали «конец PSUV» и ее раскол, съезд продемонстрировал, что партия после смерти ее основателя У. Чавеса сохранила свою дееспособность и политический вес.