Записки сумасшедшего часть VI, или Начитала

Nov 05, 2013 02:42


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: МНОГОБУКАФФ
Человек, безумно любящий Гюго, решил описать все, что накипело в постоянных размышлениях о сюжетах, персонажах... В основном тут Собор Парижской Богоматери (далее СПБ), но просто потому, что я его прочла последним, и он мне внезапно понравился больше Отверженных (кто бы мог подумать) и "Человека, который смеется". Кстати, торжественно заявляю, что после СПБ Гюго стал гордо делить первое место с самим Желязны в хит-параде моих любимых авторов.

Часть 1, или два любимых персонажа
Повести Гюго хороши тем, что в них очень много достойных персонажей. Достойных не в смысле хорошо описанных, а в смысле достойных личностей.
Вот, например, у меня возникла мысль провести параллель между Жавером из "Отверженных" и Клодом Фролло из СПБ. Жавер, как и Клод Фролло - люди, посвятившие себя служению чему-то выше человеческих страстей, чувств. Хладнокровные, высокомерные, при этом справедливые - живые образцы в своих сферах.
Жавер, которого автор называет "собакой" в контексте того, что он прям, честен, имеет необычную чуйку, соответствующую своей профессии, при этом руководствуется в жизни сводом законов, никому не спускает нарушения, и, я уверена, даже если его родной брат(которого у него, правда, не было), нарушил бы закон, то Жавер бы его осудил без тени сомнения, как и любого другого нарушителя. Жавер посвятил себя настолько, что не знал никогда женщин, и, в принципе, не особо по этому поводу зацикливался. Как и Фролло. Им обоим примерно по 40 лет.
Фролло тоже отдал свою жизнь - точнее, эту жизнь отдали его родители - служению высшему - служению Богу и науке. Он был образцом добродетели, был примером для других студентов - в юности - и для других священников - в зрелости. Как и Жавер, быстро поднимавшийся по карьерной лестнице, Клод Фролло стал самым молодым архидьяконом и получил под свою опеку Собор Парижской Богоматери. Днем он был отличным священником, исправно исполнявшим свои обязанности и истово молясь, а ночью - великим ученым, постигшим тайны герметики, астрологии, астрономии и прочих дисциплин. Как и Жавер, он, ясен пень, не знал любви, он же священник!
(Кстати, хочу отметить, что это гениально - чередовать сюжетные главы с любовными описаниями улочек Парижа, величия Собора и флешбеками с полной историей каждого из ключевых персонажей.)

И вот, начинается волшебство. То есть, сюжет романа.
Вот в жизни обоих случается НЕЧТО. У Жавера это поначалу не видно, ведь он следует принципам и закону, пока Жан Вальжан не раскрывает перед ним высшей справедливости, не-земной, не прописанной в своде законов, и понимает, что он жил всю жизнь не так, как должен был.
Дилемма, вставшая перед ним, воистину страшная. Я читала и сердце разрывалось Ситуация была абсолютно безвыходной - он либо губит себя, следуя старым принципам, либо губит себя, отдавая Вальжана во власть справедливости высшей. Как ни крути, везде клин. Он либо арестует благородного каторжника, поступив по закону, но против проснувшегося чувства справедливости настоящей, погубив ее в себе... либо он освободит каторжника, тем самым уничтожит того себя, какой он есть,и ПРЕСТУПИВ ЗАКОН, что было для него вообще немыслимо. Он либо умрет духовно, либо умрет физически, и это безумно трагично, что у него, такого сильного и выносливого человека, не нашлось достаточно сил что бы сделать выбор и найти выход из этой ситуации.
Минута молчания о лучшем жандарме Парижа.
Про Фролло могу сказать больше. На самом деле, он - глубоко искренне хороший человек. кто еще, как не такой человек, мог вернутся в охваченный чумой город, что б спасти грудного еще младшего брата? Или кто еще, как не благородный человек, усыновил бы чудовище, недочеловека - Квазимодо, показав ему СПБ и дав смысл жизни, научив читать, говорить, в общем,научив всему, что последний знал?
Он не обращал внимания на девушек, которые, цитирую, любили "как бы случайно задеть юбками подол его сутаны, и, хихикая, убегать". Фролло понимал что его, слывшего образцовым священником, хотят просто задеть, и не поддавался. А когда в глухие ночи его посещали не праведные мысли , он брал книгу и уходил с головой в науку, забывая о том, что так недавно его терзало. Но тут свершилось непредвиденное.
Точно так же, как перед Жавером явилась Справедливость в высшем ее проявлении, его, так сказать, "утянуло" выше его головы и он не знал, что с этим делать, точно так же и Клод Фролло - только его утянуло вниз, он, как серафим, пал вниз, его утянули земные страсти, он потерял покой, сон, хваленое хладнокровие, и наука отвернулась от него,последняя загадка алхимии, которая стояла перед ним так и осталась нерешенной, потому что злой рок показал ему девушку, танцующую в лучах солнца на площади - Эсмеральду. И он тоже не знал, что с этим сделать.
Но если Жавер как только потерял хладнокровие, потерял голову и совершил самоубийство, то Клод Фролло (наверное, потому что самоубийство - тяжкий грех) всеми правдами и неправдами, честными и нечестными, гнусными и благородными путями пытался завоевать любовь любимой девушки.
В конце концов это привело к трагичной развязке. разница лишь в том, что его сбросил Квазимодо, а Жавер прыгнул сам.

В любом случае, они крайне похожи, оба оказались перед лицом чего-то нового, с чем не могли справится да и не особо знали, что с этим делать.

Часть 2. Что такое любовь и с чем ее едят.
И снова я о СПБ. проведя много часов в размышлениях, я пришла к выводу, что в СПБ Гюго провел столько алегорий, что трудно сосчитать, наверное, потому и СПБ является классикой. Не мудрено. Это действительно, может, не особо закрученное, но до мозга костей классическое произведение.
Что такое классика? Это то, что актуально всегда. Конечно, описания районов и людей Парижа, может, уже не так интересны современному читателю, но все равно это классика. Как минимум тут три вопроса, которые актуальны сейчас, и были актуальны всегда, пока существует человек, как социальная единица.
Самый первый,но не самый важный - это вопрос материнской любви, могущей граничить с лютой ненавистью и сумасшествием.

Второй - это "встречают по одежке". И то правда. Эсмеральда, юная красавица, влюбилась в молодого, красивого офицера Феба, который оказался последней сволочью... но за его внешней красотой она просто не видела его внутреннего уродства. Точно так же она с трудом разглядела в уроде Квазимодо искреннюю преданность.

И третий вопрос - что такое любовь и какая она бывает.
О да. Вы сам посудите. В Эсмеральду влюблено трое человек. (Гренгуар не был в нее влюблен, как вы помните). Любовь Феба - это самое низшее ее проявление. Его цель только одна - завоевать Эсмеральду, уложить ее в постель, мысленно поставить себе галочку напротив ее имени и благополучно остыть к ней. И вернутся к невесте. И так бы и было, если бы не подвернулся священник.)
Любовь Квазимодо - это высшее проявление любви. Выскодуховное чувство. Это любовь всепрнимающая, боготворящая, всепоглощающая и ничего не требующая взамен. Если бы Эсмеральда осталась с ним, то он бы холил, лелеял, воспевал и оберегал бы ее, заботился бы о ней, она была для него идеалом, богиней. И он бы видел в этом служении свое счастье. Он бы служил ей так же преданно, как и до того архидьякону, но еще усерднее.
А любовь Клода - это простая земная любовь - симбиоз двух предыдущих. Абсолютно обычная. Здесь есть и забота и восхищение, и боготворение и страсть, и ревность и самоотдача. Такую любовь испытываем мы и сейчас, в 21 веке - да, мы любим душу друг друга, но еще мы любим и тело, и это нормально и закономерно. Просто в случае Клода Фролло это было усугублено отсутствием понимания, опыта, и 40-летним воздержанием.)) Так и крышей двинутся не мудрено.. И, я более чем уверена, он бы заботился и лелеял бы Эсмеральду немногим меньше Квазимодо, но только бы если бы был уверен, что она - его и только его женщина. Вот такое вот земное чувство посетило священника.

И любого, кто скажет мне, что СПБ - не классика... я объясню этому человеку, о чем говорила выше, а если это не подействует.. пожму плечами и подожду, пока он подрастет.

На самом деле, у Виктора Гюго в каждой повести целый букет задеваемых проблем и вопросов, которые можно смаковать вечно. Просто в данный момент меня очень сильно цапанул персонаж Фролло (наверное, из моей безграничной любви к католицизму) и сам Собор (аналогично. Красивейшее здание), поэтому.. не в силах молчать, написала сюда.

Всем бобра и дискуссий.)

Гюго, статейка, СПБ, бредни

Previous post Next post
Up