Качество книги

Oct 03, 2012 01:50

Недавно я прочитал писательский спор о самом понятии "качество книги". Одна из сторон упорно доказывала, что критерий качества только один - продажи. Казалось бы, объективный критерий. Но всё ведь не так просто. Если судить только по продажам, то лучшая еда - гамбургер и картошкта фри. В общем, я решил разложить качество книги по полочкам. Итак, начнем.
  1. Качество текста. То, насколько интересна книга, насколько она легко читается. Сюда входит и легкость слога, и закрученность сюжета, и прочие писательские изыски.
  2. Качество героев или психологическая действенность. То, насколько читателю удается воспринимать книгу близко к сердцу. Насколько он оживляет литературных героев. Следует отметить, что высокая психологическая действенность может наблюдаться как у классики с реалистичными характерами, так и у любовных романов про принцев тяжелой судьбы. Почему так получается, будет отдельный пост.
  3. Качество материала. Надо учитывать, что книга это не только развлечение, объект искусства, но и источник информации. Многие читают, чтобы узнать нечто. Например, любовный роман - это одно, А любовный роман из жизни президента - другое. Если президент действующий и твоей страны, то вообще, третье. Информация вполне может быть выдуманной. Читателям Жюля Верна, например, было интересно узнать, про подводную лодку и полеты на луну. 
  4. Качество книги, как товара. Обложка, аннотация, качество бумаги, место на полке в магазине, фамилия автора и название серии. Читатель часто покупает "обложку" в таком-то жанре. Он не знает заранее, понравится ли ему книга, и приобретает некое обещание. Обещание может быть привлекательным, вне зависимости от содержания. 
  5. Качество книги, как события. Реклама, позиционирование, репутация книги. Книга может считаться обязательной к прочтению любителями балета, эзотерики или китайской кухни. Она становится событием, если  покупателю хочется быть в теме, продемонстрировать принадлежность к некоторой элите. Сюда же часто приводит метка "бестселлер" - многим просто необходим приобщиться, чтобы потом ругать книгу.

Связь этих качеств. По сути её нет. Никто не мешает сделать книгу отличной по всем этим статьям. Каждая из категорий качеств влияет на продажи. "Хорошие продажи" могут быть достигнуты проработкой любого уровня. При этом историю успеха почти всегда стараются повторить на том же уровне. Это не хорошо и не плохо, просто так устроены люди. 

уровни, книги, продажи, Качество

Previous post Next post
Up